Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Вопрос: О прогрессивной шкале ставок НДФЛ; об индексации пенсий, пособий и компенсаций.
21.01.2017

Вопрос: О прогрессивной шкале ставок НДФЛ; об индексации пенсий, пособий и компенсаций.

Вопрос: О прогрессивной шкале ставок НДФЛ; об индексации пенсий, пособий и компенсаций.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 16 марта 2016 г. N 03-04-05/14574

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел резолюцию митинга по вопросам введения прогрессивной шкалы налоговых ставок по налогу на доходы физических лиц, предоставления категории «дети войны» прав тружеников тыла, а также индексации заработной платы, пенсий, социальных выплат с учетом реального уровня инфляции и сообщает.
1. Ранее, начиная с 1 января 1992 года по 31 декабря 2000 года, в Российской Федерации применялась прогрессивная шкала налоговых ставок, при этом шкала налоговых ставок пересматривалась несколько раз и в разные годы имела от трех до шести диапазонов совокупного годового дохода, облагаемого по налоговым ставкам от 12 до 35 процентов (Закон Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц»). Стремление работодателей и работников минимизировать реально выплачиваемые (получаемые) доходы в целях снижения налоговой нагрузки, а также сложности администрирования налогообложения доходов граждан, в том числе работающих по совместительству, выявили неэффективность действовавшего порядка налогообложения доходов физических лиц и тем самым способствовали переходу к единой налоговой ставке.
Начиная с 1 января 2001 года для обложения большинства видов доходов физических лиц установлена единая налоговая ставка в размере 13 процентов. Для доходов, не связанных с работой по найму и выполнением налогоплательщиком работ (оказанием услуг), Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс) установлена повышенная ставка в размере 35 процентов.
При этом главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса определены виды доходов, при получении которых у налогоплательщика не возникает обязанность по уплате налога, в том числе установлены стандартные социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты, которые направлены на существенное снижение налогового бремени налогоплательщиков.
Кроме того, значительно упрощены исчисление и уплата налога, его администрирование налоговыми органами. В свое время данный подход ощутимо повлиял на процесс легализации оплаты труда многими работодателями и в связи с этим увеличение поступления налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации.
Существующая на сегодняшний день система обложения налогом на доходы физических лиц позволяет говорить о сбалансированном подходе, учитывающем интересы как налогоплательщиков, так и бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, единая ставка налогообложения в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности Российской Федерации и значительно упрощает исчисление и уплату налога, его администрирование налоговыми органами.
Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (одобрены Правительством Российской Федерации 14 июля 2015 г.) введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц не предусмотрено.
2. В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста, а также лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов.
Федеральным законодательством Российской Федерации категория «дети войны» не установлена.
Сообщается, что большинство граждан названной категории имеют статус ветерана по соответствующим основаниям в качестве ветеранов труда, тружеников тыла и пользуются мерами социальной поддержки в соответствии с федеральными законами от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» и от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», а на тех из них, кто признан в установленном порядке инвалидом, распространяется также действие Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Указанные федеральные законы относятся к наиболее значительным по объему предоставляемых мер социальной поддержки гражданам в Российской Федерации.
Кроме того, одной из главных задач на протяжении ряда лет продолжает оставаться постепенное повышение материального обеспечения всех пенсионеров путем ежегодного увеличения общего размера пенсий.
Так, с 2008 года темп роста страховой (трудовой) пенсии составил около 300 процентов, при этом инфляция за аналогичный период нарастающим итогом составила около 180 процентов. Таким образом, следует отметить, что за последние годы указанные пенсии росли темпами, значительно опережающими инфляцию.
Только за последние два года в результате индексации страховых (трудовых) пенсий в 2014 году на 8,3 процента и в 2015 году на 11,4 процента средний размер страховой (трудовой) пенсии вырос более чем на 2000 рублей.
Вместе с тем в связи со сложившейся макроэкономической ситуацией в Российской Федерации предлагаются меры, направленные на обеспечение сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Так, одной из мер является изменение порядка индексации различных пенсий, социальных выплат и пособий.
В этой связи предлагается не уменьшение расходных обязательств государства по выплате страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней, а их увеличение меньшими темпами. Так, с 1 февраля 2016 г. страховые пенсии и фиксированная выплата к ней были проиндексированы на 4 процента.
При этом аналогичный уровень индексации применен ко всем видам пенсий.
Вместе с тем предусмотрена возможность осуществления дополнительной индексации страховых пенсий исходя из ситуации, складывающейся в экономике и социальной сфере в первом полугодии 2016 года.
По вопросу индексации социальных выплат с учетом реального уровня инфляции сообщается.
В соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ «О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона «О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» с 1 февраля 2016 г. осуществлена индексация на разницу между фактическим индексом роста потребительских цен за 2015 год и установленным в 2015 году в соответствии с Федеральным законом размером индексации выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных в том числе Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28 января 2016 г. N 42 «Об установлении с 1 февраля 2016 г. размера индексации выплат, пособий и компенсации» для вышеназванных выплат, пособий и компенсаций установлен размер индексации 1,07.

И.о. директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А.СААКЯН
16.03.2016

Теги: