26.12.2021

Налоговые льготы (IT, самозанятые).

 Минцифры разъяснило, что подразумевается под разработкой, адаптацией, сопровождением и прочими терминами, которые не разъяснили в Налоговом кодексе. Проверьте  какие ставки по налогам и взносам вам реально положены.

 

Внимание
IT-подрядчики могут применить налоговую льготу, даже если прив-лекают к работе субподрядчиков или их заказчик не является правообладателем (письмо ФНС от 09.04.2021 № СД-19-3/174).

 

Какие льготы вправе использовать IT-компании.

Власти предоставили налоговые льготы IT-компаниям (Федеральный закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ). Они могут платить налог на прибыль по ставке 3 процента, страховые взносы — 7,6 процента.

Пониженные ставки можно использовать, если выполняются условия (п. 1.15 ст. 284 и п. 5 ст. 427 НК):

  • у организации есть госаккредитация для работы в области информационных технологий;
  • среднесписочная численность работников составляет не менее семи человек;
  • выручка от продажи программ и баз данных собственной разработки либо от услуг, связанных с их разработкой, адаптацией и сопровождением, составляет не менее 90 процентов доходов организации.

Законно избавим от всех проблем с налоговой. Грамотно и профессионально.
Узнать больше
Enterfin.ru

Почему применять льготы проблематично.

В Налоговом кодексе не расшифровали термины для IT-льгот. Откуда брать толкование, законодатели тоже не разъяснили. При этом в разных нормативных документах они трактуются по-разному. Одновременно действуют устаревшие и новые ГОСТы с разными формулировками. Поэтому многие IT-компании до сих пор не понимали, вправе ли они применять пониженные ставки по налогам и взносам.

Компании обращались за разъяснениями в Минфин и ФНС. В итоге их опубликовало Минцифры. Разъяснения министерство подготовило совместно с представителями IТ-компаний, чтобы исключить неоднозначные трактовки (приложение к протоколу заседания рабочей группы Минцифры от 30.08.2021 № 1003пр).

 

Какое решение предложили чиновники.

Минцифры разрешило IT-компаниям ориентироваться на толкование IT-терминов, которые есть в действующих законах, подзаконных актах, техрегламентах, национальных и международных стандартах (письмо Минцифры от 07.09.2021 № П-11-05-200-38749). Если не нашли толкование нужного термина в этих источниках, то можно руководствоваться смыслом, который вкладывают в слово профессионалы IT-сферы. Допускается также использовать толкование, закрепленное в общедоступных словарях, справочниках, энциклопедиях и т. п.

В письме министерство указало конкретные источники, из которых можно взять толкование терминов «программное средство», «прог-рамма для ЭВМ», «программное обеспечение», «база данных», «прог-раммный продукт».

 

Отдельно ведомство разъяснило, что понимать под разработкой, установкой и сопровождением ПО и баз данных.

 

Адаптация.

ФНС разрешила брать толкование термина из ГК. Это манипуляции с программой, которые делают ее совместимой с конкретной моделью компьютера или ПО (подп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК, письмо ФНС № СД-19-3/174).

 

Министерство также указало: не важно, что работы не приводят к созданию окончательной версии программы, а являются только частью процесса по ее созданию. Несмотря на это, они все равно считаются деятельностью по разработке программного обеспечения. А значит, у исполнителя есть право на налоговую льготу.

Минцифры разрешило IT-компаниям использовать в договорах, первичке и прочих документах термины и выражения, которые не упоминаются в действующих нормативно-правовых актах или технической документации. К примеру: программный комплекс, приложение, банк данных, информационная система, веб-сайт, модернизация, переработка, конфигурирование, настройка, интеграция, поддержка и другие.

 

Однако надо иметь в виду, что указанные в документах слова должны быть аналогичны по своему смыслу и содержанию толкованиям из нормативно-правовых актов и техдокументации. Это касается и терминов на иностранных языках.

 

Можно ли использовать новые разъяснения при расчете НДС.

Операции по реализации исключительных прав на ПО и базы данных, а также прав на их использование не облагаются НДС. При этом с 1 января 2021 года льгота действует только относительно продуктов, которые включены в Реестр российских программ (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК).

В своем письме Минцифры упоминает конкретно налог на прибыль и страховые взносы. Но по логике эти разъяснения можно отнести и к терминам, используемым в НК для освобождения от НДС.

 

О чем предупредить самозанятого, чтобы не было проблем с чеками.

Компании работают с самозанятыми, чтобы минимизировать расходы. Но часто выгода оборачивается головной болью: сложно получить правильную первичку от неопытного в учете самозанятого. Поэтому уже на этапе подписания договора согласуйте с плательщиком налога на профессиональный доход три момента.

 

Какие документы должен оформить и подписать самозанятый.

Договор.

Сделки с самозанятыми оформляйте с учетом общих требований Гражданского кодекса. Договор можно не заключать, если сумма расчетов 10 000 руб. или меньше. В остальных случаях заключите договор в письменной форме или в виде оферты.

Можно также обменяться электронными документами (п. 1 ст. 158, п. 1 ст. 161 ГК, п. 1 письма ФНС от 20.02.2019 № СД-4-3/2899)..

 

Чек из приложения.

Если подотчетник приобрел товар для компании у самозанятого, кассовый чек требовать не нужно. Самозанятые не обязаны применять ККТ (п. 2.2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ). Поэтому достаточно чека из приложения «Мой налог». Самозанятый может выдать его на бумаге, направить в электронной форме на телефон, электронную почту или показать клиенту экран приложения с QR-кодом (ч. 4 и 5 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).

 

Для компании удобнее получить электронный чек. Его сложнее потерять, и он не выцветает, как бумажный. Электронный чек можно распечатать в любой момент. Если заключаете письменный договор с самозанятым, укажите в договоре, что чек направляется в электронном виде, перечислите реквизиты электронной почты или мобильного телефона.

Даже если платите самозанятому через банк и самозанятый составляет акт на услуги, надо требовать с него чек. Учитывать расходы только на основании акта, который составили по итогам месяца, нельзя. Чек самозанятого — обязательный документ для учета расходов (п. 8—10 ст. 15 Закона № 422-ФЗ, п. 4 письма ФНС № СД-4-3/2899).

 

Акт.

Требовать с самозанятых акты выполненных работ или оказанных услуг не обязательно. Затраты подтвердит чек из приложения «Мой налог» (ч. 1 ст. 14 Закона № 422-ФЗ, п. 2 письма ФНС № СД-4-3/2899). Но если вам удобнее, чтобы был акт, то укажите это в договоре.

Приходуйте работы или услуги датой чека или акта, если он есть. Например, если фактически работы оказаны позже выдачи чека и это указано в акте, то по дате акта. В этом случае акт служит дополнительным документом для налогового учета, который отражает дату или период предоставления услуги.

Доверьте бухгалтерию профессионалам. Качество и оперативность гарантируем!
Узнать больше
Enterfin.ru

Может возникнуть ситуация, когда акт самозанятый предоставил на всю сумму, а вы позже оплачиваете ее частями. Самозанятый в таком случае оформляет отдельный чек на каждую оплату. И тут возникает проблема. Из разъяснений Минфина следует, что можно списать расходы только после оплаты, то есть частями по чекам. Но тогда нарушается общий принцип признания расходов методом начисления. По нему расходы признаются в том периоде, к которому они относятся (ст. 272 НК). Может получиться, что услуги оказаны в одном налоговом периоде, а оплатите их в следующем.

Чтобы не было проблем с налоговиками, не задерживайте оплату самозанятым (письмо Минфина от 31.03.2021 № 03-11-11).

 

Товарная накладная или товарный чек.

Как и акт, накладная и товарный чек — документы не обязательные. Если хотите получать какой-то из них, то укажите это в договоре. Оформить товарную накладную удобно, если товар самозанятый передает партиями, а предоплату сделали общей суммой. Но оптимальным решением все же будет оплачивать частями и на каждую сумму получать чек.