Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Поставщик-импортер (Италия) безвозмездно реализует российской организации сувениры, которые будут использоваться для привлечения внимания покупателей к товарам, приобретенным российской организацией у этого же импортера. В ГТД указана стоимость сувениров для расчета НДС и пошлины к уплате. Какие последствия возникают у организации по НДС и налогу на прибыль?
26.10.2020

Поставщик-импортер (Италия) безвозмездно реализует российской организации сувениры, которые будут использоваться для привлечения внимания покупателей к товарам, приобретенным российской организацией у этого же импортера. В ГТД указана стоимость сувениров для расчета НДС и пошлины к уплате. Какие последствия возникают у организации по НДС и налогу на прибыль?

Вопрос: Поставщик-импортер (Италия) реализует в адрес российской организации безвозмездно товар (сувениры), который будет использоваться в рекламных целях для привлечения внимания покупателей к приобретенным российской организацией товарам у этого же импортера.
В ГТД указана стоимость товара для расчета НДС и пошлины к уплате.
Какие последствия возникают у организации по НДС и налогу на прибыль организаций в рассматриваемой ситуации?
 
Ответ: В налоговом учете для целей исчисления налога на прибыль организация признает полученную рекламную продукцию по рыночной стоимости, которая учитывается в составе внереализационных доходов на дату перехода права собственности к российской организации.
Если стоимость рекламной продукции, указанная в ГТД, соответствует уровню рыночных цен на аналогичную продукцию на дату перехода права собственности на товар, то российская организация вправе ее оприходовать в налоговом учете и признать в составе внереализационных доходов по указанной цене.
Суммы уплаченных таможенных пошлин могут быть учтены в составе расходов на рекламу, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.
В соответствии со ст. 209 Таможенного кодекса Таможенного союза ввоз и использование иностранных товаров на таможенной территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению признается таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
При ввозе рекламной продукции на территорию РФ у российской организации возникает обязанность по уплате НДС по ставке 18 процентов.
При раздаче рекламной продукции стоимостью не более 100 руб. за единицу НДС, уплаченный при ввозе рекламной продукции на территорию РФ, к вычету не принимается, а учитывается в стоимости товара и принимается в составе рекламных расходов. Если же стоимость рекламной продукции составляет более 100 руб. за единицу товара, то сумма НДС, уплаченная российской организацией при ввозе, может быть принята к вычету в общеустановленном порядке.
 
Обоснование: В соответствии с п. 2 ст. 248 Налогового кодекса РФ, если получение имущества не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги), для целей гл. 25 НК РФ это имущество считается полученными безвозмездно.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 250 НК РФ доходы в виде безвозмездно полученного имущества в целях налогообложения прибыли признаются внереализационными доходами.
При получении имущества безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, которые определяются с учетом положений ст. 105.3 НК РФ. Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком — получателем имущества документально или путем проведения независимой оценки.
На основании пп. 1 п. 4 ст. 271 НК РФ в налоговом учете организация должна признать рыночную стоимость полученной рекламной продукции в составе внереализационных доходов на дату подписания сторонами акта приема-передачи (дату перехода права собственности к российской организации).
Следовательно, если стоимость рекламной продукции, указанная в ГТД, соответствует уровню рыночных цен на аналогичную продукцию на дату перехода права собственности на товар, российская организация вправе ее оприходовать в налоговом учете и признать в составе внереализационных доходов по указанной цене для целей исчисления налога на прибыль.
В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся в том числе расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), с учетом положений, установленных п. 4 указанной статьи.
УМНС России по г. Москве в Письме от 06.02.2004 N 23-10/07499 указало, что, если передача рекламной продукции способствует реализации приобретенных товаров, полученное для использования в качестве рекламных материалов импортное имущество (ТМЦ) может быть рассмотрено как безвозмездно полученное с включением в налоговую базу по налогу на прибыль. В этом случае таможенные платежи по приобретению этого имущества учитываются для целей исчисления налога на прибыль и ограничиваются как рекламные расходы в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ.
В соответствии со ст. 209 ТК ТС ввоз и использование иностранных товаров на таможенной территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению признается таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 210 ТК ТС товары помещаются под указанную таможенную процедуру при уплате ввозных таможенных пошлин и налогов.
Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации (п. 1 ст. 211 ТК ТС).
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ ввоз товаров на территорию Российской Федерации признается объектом налогообложения по НДС.
Налоговая база по НДС при ввозе рекламной продукции определяется как сумма таможенной стоимости товара и подлежащей уплате таможенной пошлины (пп. 1, 2 п. 1 ст. 160 НК РФ), при этом, как следует из п. п. 3, 5 ст. 164 НК РФ, налогообложение производится по ставке 18 процентов.
При раздаче рекламной продукции стоимостью не более 100 руб. за единицу налогоплательщики используют льготу, установленную пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ. Следовательно, НДС, уплаченный при ввозе рекламной продукции на территорию РФ, к вычету не принимается, а учитывается в стоимости товара (п. 4 ст. 170 НК РФ) и также принимается в составе рекламных расходов. Если же стоимость рекламной продукции составляет более 100 руб. за единицу товара, то сумма НДС, уплаченная российской организацией при ввозе, может быть принята к вычету в общеустановленном порядке (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ), то есть после принятия на учет и при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату «ввозного» НДС. Нормы гл. 21 НК РФ не устанавливают каких-либо особенностей вычета НДС в подобных ситуациях.
 
И.В.Разумова
ООО «ИК Ю-Софт»
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
07.05.2015