Кто обязан представить налоговую отчетность в ИФНС

Сергей Тараканов заместитель начальника отдела Контрольного управления ФНС России

 

Кто подает

 

Налоговую отчетность в налоговые инспекции представляют:

  • налогоплательщики (подп. 4 п. 1 ст. 23 НК);
  • налоговые агенты (подп. 4 п. 3 ст. 24, абз. 5 п. 1 ст. 80, п. 5 ст. 174, п. 2 ст. 230, п. 3 ст. 289 НК).

 

Налоговые агенты обязаны рассчитывать, удерживать и перечислять налоги в бюджет в случаях, прямо предусмотренных той или иной главой НК (ст. 24 НК). Поэтому налоговую отчетность они подают, только если в отчетном периоде такие операции были.

Если в течение отчетного периода организация не исполняла обязанности налогового агента, подавать нулевую отчетность не требуется.

 

Такой порядок следует из абзаца 5 пункта 1 статьи 80 НК.

 

Как правило,данные об операциях, в которых организация была налоговым агентом, отражают в специальных разделах общих деклараций. Например, в декларации по НДС для этого предназначен раздел 2, а в декларации по налогу на прибыль — лист 3.

Однако есть и специальные формы. Например,налоговый расчет о доходах, выплаченных иностранным организациям.

Сдавать налоговую отчетность можно на бумажных носителях (лично, через представителя организации или по почте) либо в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (п. 3 ст. 80 НК). 

 

Помимо налоговой отчетности, организации должны сдавать в ИФНС расчет по страховым взносам (п. 7 ст. 431 НК). Расчеты по взносам от несчастных случаев и профзаболеваний сдавайте в территориальные отделения ФСС (п. 1 ст. 24 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

 

Состав отчетности

 

В состав налоговой отчетности входят документы по налогам и страховым взносам, которые организация обязана уплачивать в качестве налогоплательщика, плательщика страховых взносов или налогового агента. 

 

Такими документами могут быть:

  • налоговые декларации (ст. 80 НК);
  • расчеты по форме 6-НДФЛ (п. 2 ст. 230 НК);
  • расчеты страховых взносов (ЕРСВ) (п. 7 ст. 431 НК);
  • сведения о доходах, выплаченных физическим лицам, суммах начисленного, удержанного и перечисленного в бюджет НДФЛ (п. 2 ст. 230 НК);
  • налоговые расчеты о доходах, выплаченных иностранным организациям (п. 4 ст. 310 НК).

 

Нулевая отчетность

 

Налоговые декларации, в которых налоговая база отсутствует, в обиходе называют нулевыми. На практике налоговая база может отсутствовать в двух случаях:

  • если организация не обязана платить налог (не является налогоплательщиком). Например, в связи с применением специальных налоговых режимов;
  • если организация обязана платить налог (является налогоплательщиком), но в течение отчетного (налогового) периода у нее не было налогооблагаемых операций.

 

В первом случае подавать декларацию в налоговую инспекцию не нужно (п. 1 и 2 ст. 80 НК).

 

Во втором случае обязанность подать декларацию зависит от вида налога. Например, плательщики НДС, налога на прибыль и налога на имущество обязаны подавать декларации, даже если налог к уплате равен нулю (п. 7 информационного письма Президиума ВАС от 17.03.2003 № 71, пункт 1 информационного письма Президиума ВАС от 17.11.2011 № 148).А плательщики ЕНВД обязаны подавать декларацию с рассчитанной суммой налога даже в том случае, если в течение квартала не вели деятельность, но с учета не снялись (п. 7 информационного письма Президиума ВАС от 05.03.2013 № 157).

 

Для декларации по акцизам другое правило: если организация в налоговом периоде не совершала операций, которые облагаютсяакцизом, представлять декларацию не нужно (письма Минфина от 15.12.2008 № 03-07-15/1/15, ФНС от 29.09.2011 № ЕД-4-3/16020).

 

Упрощенная декларация

 

Чтобы подать единую (упрощенную) декларацию, у организации должны быть одновременно выполнены такие условия:

  • в течение отчетного (налогового) периода отсутствует объект налогообложения по тем налогам, плательщиком которых она признается;
  • в течение отчетного (налогового) периода не было движения денег по счетам в банках (в кассе).

 

Такой порядок предусмотрен в пункте 2 статьи 80 НК.

 

Форма единой (упрощенной) декларации и порядок ее заполнения должны быть утверждены ФНС по согласованию с Минфином. До утверждения этих документов применяется форма и порядок заполнения единой (упрощенной) налоговой декларации, утвержденные приказом Минфина от 10.07.2007 № 62н (п. 14 ст. 10 Закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ).

 

Несвоевременная сдача

 

За несвоевременное представление налоговой декларации, расчета 6-НДФЛ и расчета по страховым взносам (ЕРСВ) налоговая инспекция может:

  • оштрафовать организацию;
  • заблокировать банковский счет организации.

 

Ответственность за несвоевременную сдачу налоговых деклараций и расчетов ЕРСВ установлена статьей 119 НК. Ответственность за несвоевременную сдачу расчетов 6-НДФЛ установлена пунктом 1.2 статьи 126 НК.

При этом не имеет значения, является организация налогоплательщиком или нет. Инспекция может оштрафовать за такое правонарушение любую организацию, которая должна сдавать налоговые декларации, но по какой-либо причине не исполнила эту обязанность.

Например, организацию, которая освобождена от обязанностей налогоплательщика, но является налоговым агентом по НДС (абз. 2 п. 5 ст. 174 НК).

Размер штрафа за несвоевременную сдачу налоговой декларации или расчета ЕРСВ составляет 5 процентов от суммы налога или страховых взносов, которая подлежит уплате (доплате) на основании данной декларации или расчета.При определении размера штрафа из этой суммы вычитается сумма налога (страховых взносов), которая была уплачена в установленный срок.

Пятипроцентный штраф начисляется за каждый месяц (полный или неполный) просрочки с подачей декларации (ЕРСВ). При этом общая сумма штрафа не может быть больше 30 процентов от суммы налога (страховых взносов) и меньше 1000 руб. 

Например, если налог по декларации был полностью уплачен в установленный срок, то штраф за несвоевременное представление декларации составит 1000 руб. Если в установленный срок организация уплатила только часть налога, то штраф рассчитывается с разницы между суммой налога, отраженной в декларации, и фактически перечисленной в бюджет.

 

Такой порядок предусмотрен статьей 119 НК. При наличии смягчающих обстоятельств налоговая инспекция или суд могут снизить размер штрафа в два и более раза (п. 1 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК, п. 19 постановления от 11.06.1999 Пленума Верховного суда № 41 и Пленума ВАС № 9).

 

Размер штрафа за несвоевременную сдачу расчета 6-НДФЛ составляет 1000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления (п. 1.2 ст. 126 НК).

Размер штрафа за несвоевременное представление декларации вы можете определить самостоятельно. Для этого воспользуйтесь Расчетчиком.

 

ВНИМАНИЕ

если организация своевременно не сдала декларацию или расчет за отчетный (не за налоговый) период, оштрафовать ее по статье 119 НК не могут.

Однако инспекция вправе наложить штраф по статье 126 НК — за непредставление документов, необходимых для налогового контроля.

По общему правилу решение о штрафе и его размере принимают только после камеральной проверки несвоевременно поданной декларации. Причем штраф могут установить исходя из сведений, указанных в декларации (по данным организации), или с учетом доначислений по итогам камеральной проверки (по данным инспекции). 

 

Такие разъяснения содержатся в пункте 1.6 письма ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705. Однако на практике, чтобы оштрафовать организацию по статье 119 НК, инспекции не обязательно ждать окончания камеральной проверки. 

 

Составить акт о привлечении организации к ответственности проверяющие могут и раньше — в течение 10 дней после нарушения срока подачи декларации. Этот вывод следует из пункта 37 постановления Пленума ВАСот 30.07.2013 № 57.

Кроме того, налоговая инспекция может оштрафовать организацию за несоблюдение порядка представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде (если такой способ подачи отчетности является обязательным). Размер штрафа составляет 200 руб. (ст. 119.1 НК).

Наряду с взысканием штрафа за опоздание с подачей налоговой декларации (расчета ЕРСВ) инспекция вправе заблокировать банковские счета организации. Счет может быть заблокирован, если организация не представила эти документы в течение 10 рабочих дней после того, как истек срок, установленный для их подачи (п. 3 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК). 

 

При этом на сумму блокировки никаких ограничений нет (письмо Минфина от 15.04.2010 № 03-02-07/1-167). За несвоевременное представление расчетов авансовых платежей по налогам блокировка банковских счетов не применяется (письмо Минфина от 12.07.2007 № 03-02-07/1-324, определение Верховного суда от 27.03.2017 № 305-КГ16-16245).

 

О приостановке расчетных операций налоговая инспекция обязана сообщить налогоплательщику, выслав ему копию решения по форме, утвержденной приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179.

 

Копия решения должна быть вручена представителю налогоплательщика под расписку или отправлена по почте с уведомлением о вручении. Такой порядок следует из положений пункта 6 статьи 6.1, пункта 3 и абзаца 5 пункта 4 статьи 76 НК.

За нарушение сроков сдачи налоговых деклараций предусмотрена не только налоговая, но и административная ответственность. По заявлению налоговой инспекции мировой судья может вынести предупреждение или оштрафовать руководителя или главного бухгалтера организации на сумму от 300 до 500 руб. за каждую несвоевременно сданную декларацию (ст. 15.5, абз. 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП).

Ошибки в отчетности

 

Специального штрафа за ошибки в декларации нет. Если ошибка не привела к занижению налога, то никакие санкции организации не грозят.

При камеральной проверке представленную отчетность сверяют с иными сведениями и документами. Если инспекция найдет противоречия, то сообщит о них налогоплательщику и предложит дать пояснения либо исправить ошибки в первичной декларации. Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 88 НК. Если налог не занизили, подавать уточненную декларацию не обязательно.

Если же ошибка привела к занижению налога, нужно сдать уточненную декларацию (абз. 1 п. 1 ст. 81 НК). Если этого не сделать, то при проверке налоговая инспекция начислит на сумму недоимки пени и штраф в размере 20 процентов от суммы неуплаченного налога (ст. 75, 122 НК).

 

Реорганизация, ликвидация

 

Датой реорганизации является день внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности старой (реорганизуемой) или о создании новой организации (организаций) (п. 4 ст. 57 ГК).

Подать отчетность за последний налоговый период может как реорганизуемая организация (до даты реорганизации), так и ее правопреемники (после даты реорганизации). То есть правопреемник должен представить отчетность, только если такие декларации (расчеты) не были представлены реорганизуемой организацией.

 

Такой порядок следует из положений статьи 50 НК и писем Минфина от 25.09.2012 № 03-02-07/1-229, от 13.09.2012 № 03-05-05-01/54, ФНС от 14.01.2013 № ЕД-4-3/104, УФНС по г. Москве от 10.02.2012 № 16-15/011630.

 

После внесения сведений в ЕГРЮЛ в зависимости от формы реорганизации обязанность по представлению налоговой отчетности либо остается у реорганизуемой организации, либо переходит к вновь созданным организациям (правопреемникам).

 

Правопреемники должны сдавать налоговую отчетность за реорганизуемые организации при реорганизации в форме:

  • слияния (п. 4 ст. 50 НК);
  • присоединения (п. 5 ст. 50 НК);
  • разделения (п. 6 ст. 50 НК). При этом порядок представления отчетности правопреемниками должен быть определен передаточным актом (ст. 59 ГК);
  • преобразования (п. 9 ст. 50 НК).

 

Если реорганизация проходит в форме выделения, налоговую отчетность должна сдавать реорганизуемая организация.

 

ВНИМАНИЕ

с 1 января 2018 года в НК прямо закрепили обязанность правопреемников сдавать за реорганизованные организации отчетность по НДФЛ.

То есть если до реорганизации организация не представила в налоговую инспекцию справки 2-НДФЛ и расчет 6-НДФЛ, сдать их должен правопреемник (п. 5 ст. 230 НК).

 

Место подачи деклараций и расчетов за последний налоговый период реорганизуемой организации зависит от того, кто подает отчетность: реорганизуемая организация (до даты реорганизации) или ее правопреемники (после даты реорганизации). 

До даты реорганизации отчетность подается по месту учета реорганизуемой организации, после — по месту учета правопреемника.

 

При этом если правопреемник является крупнейшим налогоплательщиком, он должен подавать отчетность в инспекцию по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика (письма ФНС от 11.11.2010 № ШС-37-3/15203, УФНС по г. Москве от 28.08.2012 № 16-15/080280).

 

Добавить комментарий

Закрыть меню