Ольга Хритинина начальник отдела налогообложения имущества юридических лиц Управления налогообложения имущества ФНС
Об этом сказано в статье 381 НК.
Федеральные налоговые льготы установлены статьей 381 НК. Их действие распространяется на всю территорию России независимо от их упоминания в региональных законах.
Федеральные налоговые льготы можно разделить на две группы.
1. Льготы, которые полностью освобождают организацию от уплаты налога на имущество. Такие льготы, в частности, предусмотрены для специализированных протезно-ортопедических предприятий (п. 13 ст. 381 НК), коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций (п. 14 ст. 381 НК), государственных научных центров (п. 15 ст. 381 НК), управляющих компаний и организаций – участников проекта «Сколково» (п. 19, 20 ст. 381 НК).
2. Льготы, которые распространяются на отдельные виды недвижимости, принадлежащей организации. Например, такие льготы установлены в отношении некоторых объектов учреждений уголовно-исполнительной системы (п. 1 ст. 381 НК), религиозных объединений (п. 2 ст. 381 НК) и т. д.
Разобраться, какие федеральные льготы по налогу на имущество действуют в 2020 году, поможет таблица.
Важно: две федеральные льготы можно применять только в том случае, если они предусмотрены региональным законодательством.
Если в региональных законах эти льготы не указаны, использовать их нельзя. Такой порядок установлен статьей 381.1 НК. Исключение: пролонгация на 2020 год льготы по объектам с высокой энергетической эффективностью, которые были поставлены на баланс до 1 января 2018 года.
Даже если в регионе не принят соответствующий закон, применять эту льготу можно, пока не истечет три года со дня их постановки на учет. Так, если объект принят на учет в 2017 году, три года истекают в 2020 году. Об этом – письма Минфина от 22.10.2018 № 03-05-05-01/75667, от 17.10.2018 № 03-05-05-01/74399.
Законами регионов могут быть установлены дополнительные налоговые льготы и условия их использования. При этом региональные власти вправе установить льготы, аналогичные федеральным, но без предусмотренных для них ограничений по срокам.
Это следует из положений абзаца 2 пункта 2 статьи 372 НК. Действие региональных льгот ограничивается пределами территории соответствующего субъекта РФ (письмо Минфина от 22.10.2007 № 03-05-06-01/120).
Для каждой категории льготников могут быть предусмотрены особые условия, которые нужно выполнить, чтобы не платить налог на имущество. Например, в Московской области использование некоторых льгот поставлено в зависимость от того, направила организация сэкономленные деньги на определенные цели или нет (гл. 2 Закона Московской области от 24.11.2004 № 151/2004-ОЗ).
Наличие даже 100-процентных льгот по налогу на имущество не освобождает организацию от обязанности сдавать декларации по этому налогу (п. 7 информационного письма ВАС от 17.03.2003 № 71).
Несвоевременная подача налоговой декларации является правонарушением (ст. 106 НК, ст. 2.1 КоАП), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.
При использовании льгот в декларации нужно указать имущество, освобожденное от налогообложения. Чтобы подтвердить льготу, приложите к декларации соответствующие документы (п. 10 письма ФНС от 14.04.2020 № БС-4-21/6203).
Состав документов зависит от условий применения льготы, установленных региональным законом. Например, московские организации, использующие труд инвалидов, освобождаются от уплаты налога на недвижимость, которую они используют в производственной деятельности. Условия применения льготы — численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов (п. 7 ст. 4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64).
В этом случае организация должна подтвердить, что она соблюдает установленные ограничения. К декларации, в которой заявлена льгота, следует приложить штатное расписание, бухгалтерские справки и справки из отдела кадров.
По требованию налоговой инспекции дополнительно придется представить трудовые договоры с инвалидами, приказы о зачислении их на работу, справки ВТЭК, пенсионные удостоверения.
Судебная практика подтверждает, что этих документов, как правило, достаточно для подтверждения права на льготу (см., например, постановление ФАС Московского округа от 10.03.2011 № А40-52694/2010).