Движимое имущество – это все, что не относится к недвижимости. Например, это компьютерная техника или некапитальные конструкции.
Такие выводы следуют из статей 130, 132–133.1 ГК, пункта 1 статьи 11, пункта 1 статьи 374 НК, пункта 1 статьи 378.2 НК.
В налоговом законодательстве нет четкого определения движимого и недвижимого имущества, поэтому не исключены ошибки при квалификации объекта и доначисления при налоговых проверках.
Чтобы определить, относиться ли актив к недвижимости, руководствуйтесь статьей 130 ГК, Законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ, Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст, и судебной практикой.
Так поступать рекомендует налоговая служба (см., например, письма ФНС от 20.04.2020 № БС-4-21/6581, от 16.09.2019 № БС-4-21/18539, от 28.08.2019 № БС-4-21/17216, от 07.08.2019 № СД-4-21/15635, от 08.02.2019 № БС-4-21/2181 и др.).
Из разъяснений ФНС и судебных решений следует, что недвижимость должна обладать рядом правовых и технических признаков. В частности объект должен быть прочно связан с землей и его нельзя переместить без несоразмерного ущерба.
При этом запись в ЕГРН не считают главным признаком недвижимости, поэтому в ряде случаев суды признают объект недвижимым имуществом, даже если он не зарегистрирован (ст. 131 ГК). С таких активов надо платить налог. Исключение: объекты, которые не признают объектом налогообложения или освобождены от налога.
Такой перечень приведен в пункте 4 статьи 374 НК.
Не признают объектом налогообложения улучшения земельного участка, его замощение. Например, это покрытый асфальтом земельный участок (подп. 1 п. 4 ст. 374 НК, письма Минфина от 14.02.2020 № 03-05-05-01/10366, от 13.11.2019 № 03-05-05-01/87416).
Для целей налогообложения все объекты недвижимости разделены на две категории – в зависимости от порядка определения налоговой базы и способа отражения имущества в бухгалтерском учете (ст. 374 НК).
Об этом сказано в статье 375 НК. В бухучете недвижимое имущество может быть отражено либо в составе основных средств, либо в составе других активов.
Закрытый перечень объектов недвижимости, которые могут облагаться налогом по кадастровой стоимости, приведен в статье 378.2 НК.
1) внесенные в региональные перечни административно-деловые и торговые центры или комплексы, а также отдельные помещения в них (подп. 1 п. 1 ст. 378.2 НК). При этом здание признают административно-деловым или торговым центром, если оно соответствует хотя бы одному из следующих условий:
Такие критерии установлены пунктом 3 статьи 378.2 НК.
Оба условия равноценны. То есть достаточно, чтобы выполнялось одно из них. Например, разрешенный вид использования земельного участка — размещение объектов административно-делового назначения. Здание, которое расположено на этом участке, региональные власти могут включить в перечень.
Даже если по правоустанавливающим документам здание имеет другое назначение или фактически используется в других целях. Исключение — если здание расположено на территории двух земельных участков, а размещение административно-деловых объектов предусматривает разрешенный вид использования только одного из них.
В этом случае здание может быть включено в региональный перечень, если выполнено второе условие. А именно, если правоустанавливающие документы подтверждают, что здание предназначено или фактически используется для размещения административно-деловых или коммерческих помещений.
Тогда администрация региона может включить его в перечень кадастровых объектов недвижимости. Даже если часть здания расположена на земельном участке, использование которого для размещения подобных объектов не предусмотрено (письмо Минфина от 11.04.2019 № 03-05-05-01/25734).
Кроме того, к административно-деловым и торговым центрам приравнивают здания, которые предназначены или фактически используются для одновременного размещения офисов, объектов торговли, общепита и бытового обслуживания (п. 4.1 ст. 378.2 НК);
2) нежилые помещения, которые согласно технической документации предназначены для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания, а также помещения, которые фактически используют для этих целей. То есть когда перечисленные объекты занимают не менее 20 процентов общей площади помещения (подп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК);
3) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК).
Еще одно обязательное условие есть для административно-деловых и торговых центров, а также нежилых помещений коммерческого назначения, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК.
Они могут облагаться по кадастровой стоимости, только если включены в региональный перечень кадастровой недвижимости (п. 7 ст. 378.2 НК).
Сведения о каждом здании или помещении, включенном в перечень, должны содержать кадастровый номер (условный номер — для единого недвижимого комплекса), а также адрес объекта (п. 8 ст. 378.2 НК, приказ ФНС от 28.11.2014 № ММВ-7-11/604).
В течение года региональные власти вправе менять утвержденные перечни. При расчете налога эти поправки нужно учитывать, только если они улучшают положение организации.
Региональные перечни «кадастровой» недвижимости на текущий год должны быть утверждены и опубликованы не позднее 1 января (п. 7 ст. 378.2 НК). В течение года региональные власти могут корректировать эти документы.
Например, исключать из перечней ошибочно внесенные объекты или, наоборот, добавлять в них новую недвижимость.Региональные перечни недвижимости относятся к нормативным актам, которые регулируют отдельные вопросы налогообложения в рамках законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 4 НК).
Изменения, которые вносят в такие нормативные акты:не имеют обратной силы, если ухудшают положение налогоплательщиков (п. 2 ст. 5 НК);имеют обратную силу, если улучшают положение налогоплательщиков и об этом прямо сказано в изменяющем документе (п. 4 ст. 5 НК).В первом случае применять изменения нужно только с нового налогового периода (п. 1 ст. 5 НК).
Например, в апреле 2020 года в региональный перечень внесли изменения, согласно которым за свое административное здание организация должна платить налог на имущество по кадастровой стоимости. Сумма налога по кадастровой стоимости больше, чем сумма налога по среднегодовой стоимости. Положение организации ухудшается, поэтому применять новый порядок расчета она обязана только с 1 января 2021 года.Во втором случае организация может применять поправки с начала текущего года.
Например, в апреле 2020 года из регионального перечня исключили административное здание, принадлежащее организации. Платить налог на имущество по кадастровой стоимости за это здание организация больше не обязана. Сумма налога по кадастровой стоимости больше, чем сумма налога по среднегодовой стоимости.
Положение организации улучшается, поэтому она вправе пересчитать налог на имущество, начиная с 1 января 2020 года.
Такой порядок следует из письма Минфина от 14.01.2020 № 03-05-04-01/881. Налоговая служба направила его налоговым инспекциям для руководства и исполнения (письмо ФНС от 14.01.2020 № БС-4-21/340).
Проверьте, если ли на балансе объекты, которые сначала исключили из регионального перечня, но опять включили в перечень на следующий год. Возможно, их повторное включение вы сможете успешно оспорить.
В региональные перечни кадастрового имущества можно включать только те объекты, которые соответствуют условиям подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК. Об этом сказано в подпункте 1 пункта 7 статьи 378.2 НК.
По ошибке в перечень могут включить объект, который по своему назначению или характеру использования не отвечает установленным требованиям. В таком случае ошибка должна быть исправлена, а сам объект — исключен из перечня. Причем, если назначение и характеристики использования объекта не меняются, его исключают из перечня не только на текущий год, но и на последующие налоговые периоды.
На практике бывает по-другому. Так, исключив здание АЗС из перечня на 2017 год, Минимущества Нижегородской области вновь внесло этот объект в перечень на 2018 год. При этом характеристики объекта не изменились. Свое решение ведомство мотивировало тем, что организация — собственник АЗС не обратилась к нему с соответствующей просьбой. Однако суд признал бездействие чиновников незаконным.
Ведь обязанность налогоплательщика ежегодно обращаться с заявлением об исключении объекта из перечней на очередной и последующие годы не предусмотрена ни одним из документов, действующих в регионе.
Следовательно, здание АЗС включили в перечень на следующий год неправомерно. Так посчитал Арбитражный суд Волго-Вятского округа (постановление от 13.08.2019 № А43-27804/2018).
Если эти условия выполнены, порядок бухгалтерского учета таких объектов значения не имеет. Организация может учитывать их в составе основных средств, в составе оборотных активов или за балансом. Но если в региональном законе они поименованы в составе кадастровых объектов налогообложения, платить налог на имущество все равно придется с кадастровой стоимости недвижимости.
Если для каких-либо объектов недвижимости из подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК эти условия не выполнены, кадастровое налогообложение на них не распространяется.
Имущество, указанное в подпункте 4 пункта 1 статьи 378.2 НК, в региональные перечни не включают. Остальные четыре условия должны выполняться. Причем в региональном законе должны быть перечислены конкретные виды имущества из подпункта 4 пункта 1 статьи 378.2 НК. Лишь за эти объекты организации должны платить налог по кадастровой стоимости.
Например, в региональном законе сказано, что по кадастровой стоимости облагаются только жилые помещения и объекты незавершенного строительства. В этом случае остальные объекты, перечисленные в подпункте 4 пункта 1 статьи 378.2 НК (гаражи, машино-места, недвижимость, расположенная на индивидуальных земельных участках), под кадастровое налогообложение не подпадают.
Они могут облагаться налогом на имущество только по среднегодовой стоимости и только в том случае, если организация учитывает их в составе основных средств.
Другими словами, объекты недвижимости, указанные в подпункте 4 пункта 1 статьи 378.2 НК, могут облагаться налогом на имущество как по кадастровой, так и среднегодовой стоимости. Все зависит от содержания регионального закона.
Например, организация приобрела две квартиры. Одну – для использования в собственной деятельности, вторую – для перепродажи. Обе квартиры имеют кадастровую стоимость. В бухучете первую квартиру организация включила в состав основных средств, вторую – отразила на счете 41 «Товары».
Если в региональном законе сказано, что жилые помещения входят в состав кадастровой недвижимости, то за обе квартиры организация должна платить налог по кадастровой стоимости.
Если в региональном законе не сказано, что жилые помещения входят в состав кадастровой недвижимости, то с первой квартиры организация платит налог по среднегодовой стоимости.
Квартира, учтенная как товар, налогом не облагается – ни по кадастровой, ни по среднегодовой стоимости. Это следует из положений статьи 374, абзаца 2 пункта 2 статьи 372, пунктов 1 и 2 статьи 378.2 НК.
Такой порядок следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 374 НК.
Налог платите независимо от того, используете такое имущество в деятельности организации или нет. Так сказано в письме Минфина от 17.12.2015 № 03-05-05-01/74010.
Налогообложение имущества организаций, которые применяют спецрежимы, имеет свою специфику. Дело в том, что организации на УСН, ЕСХН и ЕНВД частично освобождены от уплаты налога на имущество.
Организации на упрощенке платят налог на имущество только по тем объектам, налоговой базой для которых является кадастровая стоимость. С имущества, налоговая база по которому определяется как среднегодовая стоимость, налог не взимается (п. 2 ст. 346.11 НК).
Плательщики ЕСХН освобождены от уплаты налога на имущество в части основных средств, которые используются в сельскохозяйственной деятельности(п. 3 ст. 346.1 НК). Состав основных средств и конкретные условия, при которых они освобождаются от налогообложения, НК не определены.
Сельскохозяйственные товаропроизводители не платят налог на имущество с недвижимых основных средств, которые эксплуатируют в сельскохозяйственной деятельности.
При этом от налогообложения освобождены только те основные средства, которые используют непосредственно в указанных видах деятельности. Например, это производственные здания и сооружения, рыболовецкие суда, склады для хранения сельхозпродукции, гаражи для хранения сельхозтехники.
Не применяйте льготу к имуществу, которое не используете непосредственно в производстве сельхозпродукции и в других указанных видах сельскохозяйственной деятельности.
В частности, льгота не распространяется на административные здания, офисные помещения, гостиницы, общежития, объекты жилого фонда и столовые.
Такой порядок следует из пункта 3 статьи 346.1 НК. Разъяснения об этом есть в письме Минфина от 09.07.2018 № 03-05-04-01/47487.
Письмом от 10.07.2018 № БС-4-21/13205 ФНС направила его налоговым инспекциям для применения в работе.
Имущество не облагается налогом в течение всего налогового периода, даже если сельхоздеятельность носит сезонный характер.Основные средства, которые предназначены для сельхоздеятельности, но временно не используются в связи с консервацией, тоже не облагаются налогом на имущество (письмо Минфина от 09.07.2018 № 03-05-04-01/47487).
С основных средств, которые плательщик ЕСХН одновременно использует в сельскохозяйственной и в других видах деятельности, платить налог на имущество не нужно. Деление одного и того же объекта в зависимости от характера его использования главой 30 НК не предусмотрено.
Например, на балансе организации – плательщика ЕСХН числится гараж. Часть гаража организация использует для хранения своей сельхозтехники, а часть – сдает в аренду строительной компании. В этой ситуации гараж полностью освобождается от налога на имущество.
Ни глава 30, ни пункт 3 статьи 346.1 НК не требуют рассчитывать налог на имущество в зависимости от степени использования объекта в том или ином виде бизнеса. Поэтому рассчитывать налог пропорционально доле выручки от прочих видов деятельности организация – плательщик ЕСХН не должна.
Это следует из письма Минфина от 09.07.2018 № 03-05-04-01/47487 (доведено до налоговых инспекций письмом ФНС от 10.07.2018 № БС-4-21/13205).
Если у организации – плательщика ЕСХН есть основные средства, которые вообще не используются в сельхоздеятельности, они полностью подпадают под налогообложение.Например, на балансе организации – плательщика ЕСХН числится ангар. Организация не использует его в сельхоздеятельности, а сдает в аренду.
В этом случае арендная плата включается в состав внереализационных доходов, а ангар полностью облагается налогом на имущество. Независимо от того, кто является его арендатором – другой сельхозпроизводитель или организация, которая ведет деятельность в другой сфере.
Это следует из положений пункта 3 статьи 346.1 НК и подтверждается письмами Минфина от 09.07.2018 № 03-05-04-01/47487 и ФНС от 10.07.2018 № БС-4-21/13205, от 24.04.2018 № БС-4-21/7843.
Организации на ЕНВД не платят налог с имущества, которое используют в деятельности на спецрежиме и налоговой базой для которого является среднегодовая стоимость. «Кадастровая» недвижимость облагается налогом на имущество на общих основаниях (п. 4 ст. 346.26 НК).
Как платить налог на имущество с неотделимых улучшений зависит от того, какое имущество арендует организация: движимое или недвижимое.
В составе основных средств организации учитывают капитальные вложения в арендованные объекты основных средств (п. 5 ПБУ 6/01). Это означает, что в бухучете арендатора стоимость неотделимых улучшений арендованного имущества признается самостоятельным инвентарным объектом.
На первый взгляд, исходя из этого определения, любые капвложения в виде неотделимых улучшений должны облагаться налогом на имущество. На самом деле это правило распространяется только на неотделимые улучшения объектов недвижимости.
С 2019 года любые движимые основные средства не облагаются налогом на имущество (п. 1 ст. 374 НК). Следовательно, если организация арендует такие объекты и производит на них неотделимые улучшения, платить налог на имущество со стоимости капвложений она не должна. Даже если эти капвложения числятся у нее на балансе.
Со стоимости неотделимых улучшений недвижимого имущества налог платить придется. Несмотря на то, что самостоятельными объектами недвижимости такие капвложения не признают, их следует рассматривать как неотделимую составную часть недвижимых основных средств (п. 1 приложения к письму ФНС от 15.08.2019 № АС-4-21/16183).
Однако есть два исключения. Во-первых, под налогообложение не подпадают неотделимые улучшения объектов недвижимости, которые в принципе не облагаются налогом на имущество. Они перечислены в пункте 4 статьи 374 НК. А во-вторых, не надо платить налог с неотделимых улучшений недвижимости, которая освобождена от налогообложения по статье 381 НК.
По общему правилу отчетность по налогу на имущество нужно подавать в ИФНС по местонахождению каждого объекта недвижимости (п. 1 ст. 386 НК). Но в ситуации с неотделимыми улучшениями это правило не действует.
Ведь арендаторы не обязаны вставать на налоговый учет по местонахождению арендованных объектов недвижимости (п. 1 ст. 83 НК). В таких случаях сдавать отчетность можно в ИФНС по местонахождению арендатора или его обособленного подразделения. Все зависит от того, на чьем балансе числятся неотделимые улучшения.
Если местонахождение неотделимых улучшений не совпадает с местонахождением арендатора или его подразделения, декларацию по неотделимым улучшениям подавайте по месту их учета на балансе, а в платежках на перечисление налога указывайте коды ОКТМО тех территорий, где расположены арендованные объекты. Эти же коды ОКТМО указывайте в строках 010 раздела 1 декларации по налогу на имущество.
В разделе 2.1 декларации отразите сведения об арендованном объекте недвижимости, на котором произвели неотделимые улучшения. По строке 010 укажите код объекта, по строке 020 — инвентарный номер неотделимых капвложений.
Строки 030 — 050 заполняйте так же, как по собственным объектам недвижимости. Такой порядок следует из писем ФНС от 15.08.2019 № АС-4-21/16183 и от 16.09.2019 № БС-4-21/18550.
Если налоговой базой для арендованного основного средства является кадастровая стоимость, рассчитывать налог на имущество по неотделимым улучшениям нужно исходя из средней (среднегодовой) стоимости.
Налог на стоимость неотделимых улучшений начисляйте до их выбытия в рамках договора аренды. При этом выбытием признается окончание или досрочное прекращение договора либо возмещение арендодателем произведенных капвложений (кроме зачета их стоимости в счет арендной платы).
Об этом – письма Минфина от 03.09.2014 № 03-05-05-01/44118, от 01.04.2014 № 03-05-05-01/14322, от 19.02.2014 № 03-05-05-01/6958. Подтверждают подход решение ВАС от 27.01.2012 № 16291/11 и определение ВАС от 26.03.2012 № ВАС-2715/12.
С 2020 года машино-места включены в перечень объектов недвижимости, которые могут облагаться налогом на имущество по кадастровой стоимости (подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК).
Рассмотрим возможные варианты налогообложения машино-мест в зависимости от условий регионального законодательства.
Региональный закон предусматривает кадастровое налогообложение машино-мест
1) Кадастровая стоимость объектов определена. В этих условиях за машино-места, расположенные в отдельно стоящих зданиях, рассчитывать налог на имущество нужно по кадастровой стоимости. Независимо от того, как организация отражает эти объекты в бухучете: в составе основных средств или в составе других активов.
Включение таких парковок в региональный перечень недвижимости, налоговой базой для которой является кадастровая стоимость, не требуется.
2) Кадастровая стоимость объектов не определена. В этих условиях за машино-места, расположенные в отдельно стоящих зданиях, рассчитывать налог на имущество следует по среднегодовой стоимости, если здание парковки или машино-места учтены в составе основных средств.
Если здание или машино-места отражены в составе других активов (например, на счете 41 «Товары»), объектом налогообложения они не признаются.
Региональный закон не предусматривает кадастровое налогообложение машино-мест
В этом случае действуют следующие правила.
1. Здание, в котором находятся машино-места (объекты налогообложения), включено в региональный перечень. Кадастровая стоимость машино-мест определена. Начисляйте налог исходя из кадастровой стоимости машино-мест, независимо от того, как машино-места отражены в бухучете.
2. Здание парковки (объект налогообложения) включено в региональный перечень. Кадастровая стоимость здания определена. Начисляйте налог исходя из кадастровой стоимости, независимо от того, как здание парковки отражено в бухучете.
В региональном законе могут быть предусмотрены льготы. Например, в Москве организации, владеющие многоэтажными гаражами-стоянками, освобождены от уплаты налога на имущество с этих объектов. Но если парковка находится в административно-офисном комплексе или в торговом центре, который включен в особый перечень, она облагается налогом на имущество по кадастровой стоимости на общих основаниях.
Такой порядок предусмотрен подпунктом 9 пункта 1 статьи 4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64.
Региональный закон предусматривает кадастровое налогообложение машино-мест
1) Кадастровая стоимость машино-мест определена. В этих условиях за машино-места, расположенные внутри торгово-офисных объектов, рассчитывать налог на имущество нужно по кадастровой стоимости независимо от того, как организация отражает эти объекты в бухучете – в составе основных средств или в составе других активов.
Включение таких машино-мест как самостоятельных объектов недвижимости в региональный перечень недвижимости, налоговой базой для которой является кадастровая стоимость, не требуется.
2) Кадастровая стоимость машино-мест не определена. В этих условиях возможны три варианта.
1. Торгово-офисное здание, в котором находятся машино-места (объекты налогообложения), включено в региональный перечень. Кадастровая стоимость здания не определена. Налогом на имущество здание и машино-места не облагаются.
2. Торгово-офисное здание, в котором находятся машино-места (объекты налогообложения), включено в региональный перечень. Кадастровая стоимость здания определена. Начисляйте налог исходя из кадастровой стоимости машино-мест. Кадастровую стоимость машино-мест определяйте пропорционально кадастровой стоимости здания (п. 6 ст. 378 НК).
3. Торгово-офисное здание не включено в региональный перечень. В этом случае расчет налога зависит от того, как организация отражает машино-места в бухучете. Если машино-места отражены в составе основных средств, рассчитывайте налог по среднегодовой стоимости. Если машино-места отражены в составе других активов (например, на счете 41 «Товары»), объектом налогообложения они не признаются.
Региональный закон не предусматривает кадастровое налогообложение машино-мест
В этом случае налогом на имущество машино-места не облагаются, если не относятся к основным средствам.
Региональный закон предусматривает кадастровое налогообложение машино-мест
1) Кадастровая стоимость машино-мест определена. В этих условиях за машино-места, расположенные в жилых домах, рассчитывать налог на имущество нужно по кадастровой стоимости. Независимо от того, как организация отражает их в бухучете: в составе основных средств или в составе других активов. Включение машино-мест в региональные перечни не требуется.
2) Кадастровая стоимость машино-мест не определена. В этом случае расчет налога по машино-местам зависит от того, как организация отражает их в бухучете. Если машино-места учтены в составе основных средств, рассчитывайте налог по среднегодовой стоимости. Если машино-места отражены в составе других активов (например, на счете 41 «Товары»), объектом налогообложения они не признаются.
Региональный закон не предусматривает кадастровое налогообложение машино-мест
В этом случае налогом на имущество машино-места не облагаются, если не относятся к основным средствам.
Региональный закон предусматривает кадастровое налогообложение машино-мест
1) Кадастровая стоимость машино-мест определена. В этих условиях за машино-места, расположенные на открытых площадках, рассчитывать налог на имущество нужно по кадастровой стоимости. Независимо от того, как организация отражает эти объекты в бухучете – в составе основных средств или в составе других активов. Включение парковок в региональный перечень недвижимости, налоговой базой для которой является кадастровая стоимость, не требуется.
2) Кадастровая стоимость машино-мест не определена. В этом случае расчет налога зависит от того, как организация отражает машино-места в бухучете. Если они учтены в составе основных средств, рассчитывайте налог по среднегодовой стоимости. Если машино-места отражены в составе других активов (например, на счете 41 «Товары»), объектом налогообложения они не признаются.
Региональный закон не предусматривает кадастровое налогообложение машино-мест
В этом случае рассчитывать налог по кадастровой стоимости нужно только в том случае, если открытая парковка (как сооружение) вошла в региональный перечень, и кадастровая стоимость машино-мест определена. Если кадастровая стоимость не определена, налог на имущество платить не надо (письмо Минфина от 28.12.2018 № 03-05-05-01/95999).
Такой порядок следует из статей 374 и 378.2 НК.
Если машино-места подпадают под налогообложение по кадастровой стоимости, таких правил должны придерживаться все организации, в том числе применяющие упрощенку и плательщики ЕНВД (п. 2 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 НК).
Исходя из среднегодовой стоимости налог на имущество за машино-места могут платить только организации на ОСН и плательщики ЕСХН, которые не используют машино-места для производства и переработки сельхозпродукции (п. 3 ст. 346.1 НК).
Отличайте парковку как самостоятельный объект недвижимости от обычной асфальтированной площадки, которую используете под парковку.
Чтобы считать парковку недвижимостью, она должна обладать рядом признаков объекта капитального строительства, например:
Если асфальтированная площадка такими признаками не обладает, считать ее недвижимостью нет оснований. Это улучшение земельного участка, которое объектом обложения налогом на имущество не признают.
Такие выводы следуют из пункта 38 постановления Пленума Верховного суда от 23.06.2015 № 25, постановления Президиума ВАС от 16.12.2008 № 9626/08. Подтверждают это и контролирующие ведомства (письма Минпромторга от 10.10.2019 № ПГ-12-8457, Минфина от 14.02.2020 № 03-05-05-01/10366, от 13.11.2019 № 03-05-05-01/87416, ФНС от 01.10.2018 № БС-4-21/19038, от 28.08.2019 № БС-4-21/17216 и др.).
С недостроенного здания платят налог на имущество, если региональный закон предусматривает налогообложение таких объектов по кадастровой стоимости, а кадастровая стоимость недостроенного здания установлена.
Недостроенные объекты капитального строительства нельзя признать основными средствами. Они не соответствуют критериям, которые перечислены в пункте 4 ПБУ 6/01. В частности, потому что нельзя считать сформированной первоначальную стоимость объекта, который по окончании достройки будет включен в состав основных средств.
В учете стоимость недостроя отражают на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Поэтому и налог на имущество с подобных объектов не платят.
Начиная с месяца, следующего за тем, в котором объект недвижимости учтен в составе основных средств, включите его в налоговую базу по налогу на имущество (п. 1 ст. 374, п. 4 ст. 376 НК).
Не важно, зарегистрировано ли право собственности на объект или нет. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина от 25.02.2013 № 03-05-05-01/5317, от 25.06.2012 № 03-05-05-01/28.
Правомерность такого подхода подтверждают пункт 2 информационного письма Президиума ВАС от 17.11.2011 № 148 и судебная практика (см., например, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26.10.2017 № Ф09-5627/17).
Это следует из подпункта 2 пункта 1 статьи 374, подпункта 4 пункта 1 и пункта 2 статьи 378.2 НК. Если эти условия выполнены, организация обязана платить налог на имущество исходя из кадастровой стоимости объекта незавершенного строительства.