Главная » Торговля » Применение ККТ » Как проверяют применение контрольно-кассовой техники
20.08.2020

Как проверяют применение контрольно-кассовой техники

Александр Сорокин заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

 

Что проверяет инспектор

 

ВНИМАНИЕ

До 31 декабря 2020 года проверки порядка применения ККТ приостановлены.

Приостановка не распространяется на начатые и незавершенные проверки, а также незаконченные производства по административным делам.

 

Об этом – в постановлении Правительства от 03.04.2020 № 438, информации на сайте ФНС от 29.04.2020, пунктах 5 и 7 приказа ФНС от 20.03.2020 № ЕД-7-2/18.

 

Приостановка проверок не освобождает от ответственности за неприменение ККТ. Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение по  ККТ – один год со дня его совершения (ст. 4.5 КоАП). Поэтому в периоде приостановки проверок налоговые органы принимают информацию об организациях и ИП, которые не применяли ККТ.

 

После окончания моратория на проверки налоговые органы на основании поступивших сведений смогут провести проверки и оштрафовать за допущенные нарушения. Об этом – в письме ФНС от 21.04.2020 № АБ-2-20/671.

 

ККТ с функцией передачи фискальных данных в инспекцию позволяет контролировать кассовую выручку организаций и предпринимателей удаленно.

 

Право проводить удаленные проверки с помощью автоматизированных систем закреплено пунктом 2 статьи 7 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

 

В рамках проверки применения ККТ инспекторы проверяют, соблюдает ли организация или предприниматель:

  • требования к ККТ;
  • порядок регистрации ККТ;
  • порядок применения ККТ.

 

Об этом – в пункте 1 статьи 7 Закона от 21.03.1991 № 943-1, пункте 1 статьи 7 и статье 9 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

 

Налоговые инспекции в рамках проверки кассовых операций вправе взаимодействовать с МВД и ФСБ (п. 5 ст. 7 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

 

Порядок применения ККТ может проверить инспекция, в которой компания или ИП на учете не состоит. Это возможно, если данная инспекция находится в непосредственном подчинении вышестоящего налогового органа, который инициировал данную проверку (определение Верховного суда от 01.10.2018 № 305-АД18-9558, п. 23 Обзора правовых позиций ФНС от 08.10.2018, информация ФНС от 12.10.2018).

 

В рамках проверки правильности применения ККТ инспекторы применяют следующие административные процедуры.

  1. Проводят мониторинг расчетов с применением ККТ.
  2. Наблюдают за применением ККТ.
  3. Проверяют полноту учета выручки, правильность учета наличных денежных средств.
  4. Проверяют деятельность операторов фискальных данных.
  5. Проверяют оформление и выдачу кассовых чеков и БСО. Факт выдачи (невыдачи) покупателям кассовых чеков инспекторы проверяют на основании жалоб покупателей. Кроме того, налоговые инспекторы могут проводить контрольные закупки.
  6. Запрашивают пояснения, справки, сведения и документы, в том числе через кабинет ККТ. Дата получения запроса через кабинет ККТ — день его размещения. Рекомендуемый формат заявления о представлении фискальных документов в электронной форме утвержден приказом ФНС от 04.02.2020 № ЕД-7-20/69. Новый формат вступили в силу 4 февраля 2020 года. При этом автоматизированная система ФНС продолжает поддерживать предыдущую версию формата до перехода пользователей на новую версию (информация ФНС от 05.02.2020).
  7. Получают доступ к данным в базе оператора фискальных данных и доступ к ККТ. Инспекция вправе считывать информацию с фискального накопителя. Его данные сверят с информацией оператора фискальных данных. Такие процедуры могут проводить в автоматизированном режиме.

 

Об этом – в пункте 2 статьи 7 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

 

Доступ к фискальным данным и запросы к ОФД

 

Оператор фискальных данных обязан обеспечить круглосуточный онлайн-доступ налоговых инспекций к своей базе с фискальной информацией (абз. 3 п. 2 ст. 4.5 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ). 

 

Порядок организации такого доступа утвержден приказом ФНС от 14.12.2017 № ММВ-7-20/1061.

Кроме того, оператор обязан предоставить информацию и документы:

  • по запросам в рамках предоставления доступа к фискальным данным (абз. 3 п. 2 ст. 4.5 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ);
  • мотивированным запросам при проведении налоговой инспекцией контроля за применением ККТ (абз. 2 п. 8 ст. 4.5 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

 

Запросы в рамках предоставления доступа к фискальным данным

В этом случае оператор обязан предоставить любые фискальные данные, которые поступают ему в базу с онлайн-ККТ от пользователей. Например, сведения о расчетах, об организации или индивидуальном предпринимателе, о ККТ. Такие данные оператор должен предоставить в том же формате, в котором получил запрос: в электронном виде или на бумаге.

 

Представить запрашиваемые данные оператор должен в срок:

  • не позднее 24 часов с момента получения электронного запроса;
  • не позднее 3 календарных дней со дня получения запроса на бумаге.

 

Это следует из пунктов 7, 9, 12 Порядка, утвержденного приказом ФНС от 14.12.2017 № ММВ-7-20/1061.

 

Мотивированные запросы в рамках контроля и надзора

 

По таким запросам оператор обязан предоставить информацию и документы, перечень которых приведен в приложении 1 к приказу ФНС от 25.01.2018 № ММВ-7-20/44. А именно:

  • фискальные документы;
  • информацию из базы фискальных данных;
  • информацию об обезличенных фискальных данных, которые оператор фискальных данных обработал в статистических или исследовательских целях;
  • информацию о регистрации, перерегистрации и снятии с учета ККТ через оператора;
  • информацию о расторжении или изменении договора на обработку фискальных данных с пользователем;
  • иные сведения, сформированные ККТ или техническими средствами оператора.

 

Порядок, форма и формат представления сведений и документов утвержден также приказом ФНС от 25.01.2018 № ММВ-7-20/44.

Теги: