Порядок ответа на претензию зависит от того, согласны вы с ней или нет. Но ответить полезно в любом случае. Если согласны – контрагент не пойдет в суд, а вам не придется возмещать судебные издержки.
Если не согласны – есть шанс убедить контрагента в том, что он не прав, или в том, что лучше найти компромисс и решить спор без суда. Ответить на претензию нужно в срок, который указан в самой претензии, в договоре или в законе. Наша команда поможет с решением этой задачи.
Внимание
Если не ответить на претензию, суд может расценить молчание как согласие с требованиями контрагента
Молчание будет считаться согласием, если это будет вытекать из смысла договора. Например, если контрагент предупредил, что из-за нарушений с вашей стороны он предпримет какие-то действия (приостановит работы или отгрузку товара), а вы ему не ответили. В таком случае суд расценит молчание как согласие с действиями контрагента.
В других случаях отсутствие ответа на претензию означает, что адресат не согласен с требованиями претензии и отказывается их исполнять.
Аутсорсинг бухгалтерских услуг. Уменьшим налоги. Заменим бухгалтеров, кадровика и юристов.
Срок для ответа можно найти в самой претензии, в договоре или в законе.
Для этого надо применить следующий алгоритм:
Если в самой претензии указан срок для ответа, надо проверить, можно ли руководствоваться именно им. Есть только один случай, когда закон прямо указывает, что срок для ответа можно установить в претензии – по требованию расторгнуть договор (п. 2 ст. 452 ГК). В иных случаях нужно проверить договор. Если он разрешает отправителю установить срок для ответа в претензии, то нужно ответить в течение этого срока. Если ни закон, ни договор не говорят о том, что надо руководствоваться сроком, указанным в претензии, то переходите к следующему этапу.
Проверьте договор. Если в договоре указан срок для ответа, то нужно успеть составить и выслать ответ в течение такого срока. Если в договоре срока нет, то переходите к следующему этапу.
Внимание
Если в претензии указан один срок для ответа, а в договоре другой, проверьте, каким из них руководствоваться
Если в претензии контрагент указал срок, который отличается от срока, установленного в договоре, то выясните, какой срок нужно соблюсти.
Два случая, когда надо руководствоваться сроком из самой претензии:
договор прямо разрешает указывать в претензии другой срок;
договор разрешает указывать в претензии другой срок в определенных границах, и срок, который указан в претензии, не нарушает эти границы. Например, в договоре указано, что срок на ответ можно указать от 10 до 30 дней, и в претензии указан срок в 10 дней.
Два случая, когда надо руководствоваться сроком из договора, а не из претензии:
договор не разрешает устанавливать в претензии другой срок;
договор разрешает указывать в претензии другой срок и устанавливает временные границы для этого, а срок, который указан в претензии, выходит за эти рамки. Например, в договоре указано, что срок на ответ можно указать от 20 до 30 дней, в то время как в претензии указан срок в 10 дней.
Если в претензии срок короче, чем в договоре, это значит, что нет смысла спешить. Можно спокойно работать над ответом на претензию в течение того срока, который стороны согласовали в договоре. Если контрагент обратится в суд раньше, то стоит заявить, что он нарушил срок на досудебное урегулирование спора.
Если в претензии указан более длинный срок для ответа, чем прописан в договоре, то получатель претензии рискует не успеть ответить вовремя, из-за чего контрагент к моменту получения ответа уже обратится в суд.
Проверьте, указан ли общий срок для ответа в законе. Например, срок для ответа на требование о взыскании денег по договору – 30 дней (ч. 5 ст. 4 АПК). Этот срок применяется, если стороны в договоре не согласовали другой срок. Если в законе срока нет, то переходите к последнему этапу.
Если ни в самой претензии, ни в договоре, ни в законе нет срока для ответа на претензию, на нее необходимо ответить в разумный срок. Под ним можно понимать срок в пределах двух-трех недель. В частности, Хабаровский краевой суд посчитал разумным сроком для ответа на претензию срок в две недели (апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 14.07.2017 по делу № 33-5747/2017).
подписать у лица, которое имеет право подписывать документы;
отправить по адресу, который указан в претензии как адрес для ответа.
Текст ответа на претензию различается в зависимости от того, согласен с ней получатель претензии или нет.
Ответ на претензию, если получатель с ней согласен.
С претензией имеет смысл согласиться в трех случаях:
уже сейчас понятно, что контрагент, скорее всего, выиграет судебный процесс;
есть шанс сохранить хорошие отношения с контрагентом;
ваша позиция слабая, а контрагент согласен на уступки.
Если получатель согласен с претензией, то в ответе нужно обозначить само согласие и указать порядок и сроки удовлетворения требований контрагента.
Согласие получателя претензии полностью или в части с требованиями контрагента.
Порядок и сроки погашения требований контрагента.
Если просите отсрочку исполнения обязательств, то укажите, на какой срок.
Если контрагент хочет взыскать санкции за просрочку, то стоит попросить не взыскивать санкции либо снизить их размер. Кредитор может согласиться, если должник без суда исполнит основной долг.
Если просите рассрочку исполнения обязательств, к ответу приложите план выполнения своих обязательств. Например, график погашения долга.
Если требования контрагента уже выполнены, об этом нужно указать в ответе.
Сделки купли-продажи, поставки, подряда, с недвижимостью, оказания услуг! Оперативно.
Ответ на претензию, если получатель с ней не согласен.
Если вы не согласны с требованиями, которые контрагент изложил в претензии, то в ответе нужно привести возражения. Они бывают трех видов. В ответе можно приводить возражения любого вида.
Простое отрицание.
В этом случае получатель претензии лишь отрицает доводы контрагента и не приводит собственные аргументы по существу спора. Такие возражения имеет смысл заявлять, если контрагент не представил убедительных доказательств нарушения обязательств получателем претензии. В остальных случаях необходимо аргументировать свои возражения.
Опровержение фактов и доводов, на которые ссылается контрагент.
В этих случаях получатель претензии не просто отрицает факты, на которые ссылается контрагент, но и ссылается на доказательства, которые подтверждают доводы получателя претензии.
Ссылка на факты и доводы, на которые контрагент не ссылается.
С помощью таких возражений получатель претензии не опровергает факты и доводы, на которые ссылается контрагент, но обращает внимание на другие факты, из-за чего требования контрагента не будут удовлетворены.