Главная » Налоговая оптимизация » Оптимизация НДС » Как снизить НДС с помощью договорных санкций.
18.12.2021

Как снизить НДС с помощью договорных санкций.

НДС

Продавец товаров (работ, услуг) может уменьшить начисления НДС при реализации, если снизит договорную цену и компенсирует снижение оформлением штрафа. Например, за несвоевременную оплату.

 

Контролирующие ведомства настаивают, что продавец товаров должен начислить НДС с полученной от покупателя неустойки (штрафа), если реализуемые товары (работы, услуги) облагаются НДС.

 

Внимание
Применяйте данный способ, только подготовив заранее доказательства отсутствия связи сумм полученных штрафных санкций с оплатой товаров, а также при готовности отстаивать свою позицию в судебном порядке.

 

Основные аргументы, позволяющие организациям не платить НДС при получении штрафов независимо от вида операций (облагаемых или не облагаемых НДС), заключаются в том, что штрафные санкции связаны с нарушением договорных обязательств и необходимостью возмещения причиненного вреда, а не с оплатой товаров (ст. 330 ГК РФ). Следовательно, положения подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса РФ на этот вид поступлений не распространяются.

 

Сложившаяся арбитражная практика в целом не поддерживает налоговое ведомство в данном вопросе.

 

Очень важно, что Минфин России также признает возможность существования неустойки, не имеющей отношения к оплате поставленных товаров.

 

Однако, чтобы обезопасить себя в случае возникновения налогового спора, не практикуйте систематическое требование «плановой» неустойки от одних и тех же контрагентов.

 

Договор, по которому начисляются штрафы, должен содержать строгие условия по форме и срокам расчетов. Соответственно, санкции за неисполнение договора также должны быть четко сформулированы и не должны двояких толкований.

Кроме того, изначально условия договора должны быть выполнимыми. Вряд ли инспекторы поверят в экономическую обоснованность действий покупателя, если он подпишет договор с обязательством завтра перечислить миллион долларов, не имея на расчетном счете и 10 тыс. руб. или перспектив получения этого миллиона. Размер самих санкций также должен более или менее соответствовать обычаям делового оборота. Не стоит устанавливать штрафные проценты за просрочку на уровне 10 пунктов от суммы оплаты за каждый день просрочки.

 

Снизить риск помогут доказательства того, что изначально покупатель не допускал возможности неисполнения своих обязательств. Подобное доказательство может быть оформлено в виде объяснительной записки финансового директора, главного бухгалтера или другого ответственного сотрудника компании-покупателя. В ней излагаются причины, почему была допущена, к примеру, просрочка оплаты. Объяснительная составляется в произвольной форме, подается на имя генерального директора. Вполне вероятно, что результатом может стать устный выговор (конечно, без занесения в личное дело).

 

Конечно, по каждому договорному штрафу подобное развернутое объяснение не обязательно. Его важно подготовить, если речь идет о большой неустойке – ведь только в этом случае имеется риск, что инспекторы заподозрят сговор продавца и покупателя с единственной целью оптимизировать налоги.

 

Причем доказательства отсутствия «схемы» могут понадобиться не только покупателю, но и продавцу. Для этого организация-покупатель может в ответ на выставленную претензию отправить письмо с признанием санкций и кратким объяснением причин неисполнения обязательств. Их можно взять из той же объяснительной.

 

Содержание объяснительной зависит от причины начисления штрафов. Например, ею стала несвоевременная оплата товара, так как организация не располагала средствами на расчетном счете для оплаты по такому договору. В объяснительной необходимо перечислить все действия, которые покупатель предпринял для исполнения обязательств по оплате.

В частности, получил гарантии погашения долга от дебиторов, согласовал перечисление аванса от покупателей, намеревался получить заемные средства к нужному сроку и т. д. При этом в организации действительно должны быть документы, подтверждающие эти факты (уведомления, письма, претензии и т. д.), но прикладывать к объяснительной их не обязательно.

 

В записке можно указать сроки планируемых поступлений денежных средств и описать причины их непоступления. Например, дебитор не отвечает на звонки и письма. Покупатель письменно уведомил, что в связи с внутренними обстоятельствами не может произвести предоплату. Банк или иной потенциальный заимодавец отказал в выдаче заемных средств. При этом желательно, чтобы подтверждающая переписка также была в наличии.

 

Другой пример обстоятельств, которые привели к договорной неустойке. Средства, за счет которых компания намеревалась оплатить товар, были использованы на другие, более срочные нужды. Например, в связи с обесценением залога заимодавец потребовал в срочном порядке погасить заем или его часть. Или по одному из прошлых договоров потребовалась доработка или замена бракованного товара, на что и были потрачены спорные суммы.

При этом лицо, которому потребовались деньги, может быть скрыто аффилированным. Главное, чтобы причина возникла незапланированно и ее игнорирование привело бы к большим потерям по сравнению с начислением штрафов по рассматриваемому договору. В этом случае в объяснительной записке необходимо привести расчет, какого убытка удалось избежать из-за перенаправления денежных средств.

 

Как вариант, санкции могут быть начислены за несвоевременный вывоз товара со склада продавца. Например, из-за непредвиденной поломки транспорта в компании-покупателе, который должен был забирать товар, и отсутствия возможности заменить его другим. Но такая задержка вряд ли может служить причиной начисления серьезных штрафов.

 

Риск возрастает, если сделка проводится между взаимозависимыми лицами (ст. 105.1 НК РФ) или признается контролируемой в соответствии со статьей 105.14 Налогового кодекса РФ, так как налоговое ведомство получит возможность проверить обоснованность снижения цены по сделке и выявить получение необоснованной налоговой выгоды (п. 1, 3 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).

Экономим клиентам миллионы. Консультации по налогам на любом тарифе.
Узнать больше