Главная » Проверки » Камеральные проверки » Что проверяющие вправе потребовать при камеральной налоговой проверке
23.08.2020

Что проверяющие вправе потребовать при камеральной налоговой проверке

Олег Хороший начальник отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой политики Минфина России

 

Требования инспекции

 

При камеральной проверке налоговая инспекция может потребовать:


1) у проверяемой организации:

  • представить документы;
  • представить письменные пояснения о выявленных ошибках и противоречиях или устранить их;
  • представить устные пояснения;

 

2) у контрагентов проверяемой организации и иных лиц – представить документы или сведения о проверяемой организации.

 

Истребование документов и пояснений

 

Потребовать у проверяемой организации представить документы налоговая инспекция может только в случаях, которые названы в НК.

1. Организация подала налоговую отчетность без обязательных сопутствующих документов. В этом случае инспекция вправе потребовать эти документы (п. 7 ст. 88 НК). Например, документы, которые подтверждают правильность применения организацией нулевой ставки НДС (ст. 165 НК).

2. Организация подала декларацию по НДС с суммой налога к возмещению. Инспекция вправе потребовать документы, которые подтверждают правильность применения налоговых вычетов, например, счета-фактуры поставщиков (п. 8 ст. 88, п. 1 ст. 172 НК).

3. В декларациях по НДС инспекция обнаружила противоречия и расхождения, которые свидетельствуют о занижении налоговой базы или завышении налогового вычета. Инспекция вправе потребовать счета-фактуры, первичные и другие документы, относящиеся к операциям, которые вызывают сомнения (п. 8.1 ст. 88 НК).

4. Организация подала отчетность по налогам, которые связаны с использованием природных ресурсов (НДПИ, водный и земельный налог). Инспекция вправе потребовать документы, на основании которых организация начислила и заплатила эти налоги.

5. Организация представила по истечении двух лет уточненную декларацию, в которой уменьшила сумма налога к уплате в бюджет или увеличила сумму убытка. Инспекция вправе потребовать первичные и другие документы, обосновывающие изменение показателей, а также аналитические регистры налогового учета (п. 8.3 ст. 88 НК).

6. Организация использует налоговые льготы в качестве участника регионального инвестиционного проекта. Инспекция вправе потребовать документы, которые подтверждают, что деятельность организации соответствует условиям регионального инвестиционного проекта (п. 12 ст. 88 НК).

7. Организация исполняет обязанности налогового агента по налогу на прибыль в отношении доходов по ценным бумагам, которые выплачивает иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц. Инспекция вправе потребовать документы, которые подтверждают правильность расчета и уплаты налога (п. 1 ст. 310.2 НК).

8. Организация-продавец подала декларацию по акцизам, в которой заявила вычеты в связи с возвратом подакцизных товаров покупателями (кроме алкогольной и спиртосодержащей продукции). Инспекция вправе потребовать документы на возврат – товарные накладные, счета-фактуры и т. д. (п. 5 ст. 200, п. 8.4 ст. 88 НК).

9. Производитель алкогольной или спиртосодержащей продукции подал декларацию по акцизам, в которой заявил вычеты в связи с возвратом этилового спирта его поставщику. Инспекция вправе потребовать документы на возврат – акты, накладные, счета-фактуры и т. д. (п. 5 ст. 200, п. 8.4 ст. 88 НК).

10. Импортер подал декларацию по акцизам с вычетами акциза, уплаченного при ввозе товаров в Россию. Импортные товары использованы для производства подакцизных товаров. Инспекция вправе потребовать накладные на внутреннее перемещение товаров, акты приема-передачи и списания в производство и т. д. (п. 2 ст. 200, п. 8.4 ст. 88 НК).

11. Организация выплачивает сотрудникам суммы, которые не облагаются страховыми взносами, или применяет пониженные тарифы взносов (п. 8.6 ст. 88 НК). Инспекция вправе потребовать документы, которые подтверждают право на освобождение от взносов и на пониженные тарифы.

12. Организация применяет льготы по налогам. Инспекция вправе потребовать пояснения об операциях и имуществе, в отношении которых применены льготы, а также документы, подтверждающие обоснованность использования этих льгот (п. 6 ст. 88 НК). Например, о льготах по НДС – лицензию на ведение операций, освобожденных от НДС при условии их лицензирования (п. 6 ст. 149 НК), документы, подтверждающие ведение раздельного учета операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения (п. 4 ст. 149 НК), а также пояснения по вопросам правомерности использования той или иной льготы.

 

ВНИМАНИЕ

требуя документы, подтверждающие обоснованность льгот, ИФНС должны применять понятие «льгота» именно в том смысле, который заложен в него пунктом 1 статьи 56 НК. То есть требовать такие документы можно лишь в тех случаях, когда организация пользуется преимуществами, которых лишены другие налогоплательщики.

Специальные правила налогообложения, которые распространяются на отдельные виды (группы) операций и которыми могут пользоваться любые категории плательщиков, льготами не признаются. Следовательно, требовать документы, подтверждающие обоснованность применения специальных общедоступных правил, налоговые инспекции не вправе.

В пункте 2 статьи 146 и статье 149 НК приведен обширный перечень операций, которые освобождены от НДС. Однако признаки льгот есть далеко не у каждой из них. Например, льготой считается освобождение, которым могут воспользоваться медицинские, образовательные или религиозные организации (подп. 2 п. 2, подп. 14 п. 2 и подп. 1 п. 3 ст. 149 НК). В отношении этих операций налоговые инспекции могут требовать подтверждающие документы. А вот операции по предоставлению займов льготными не признаются (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК).

Ведь, совершая эти операции, НДС могут не платить любые организации (письмо Минфина от 11.02.2019 № 03-07-07/8029). Аналогичное правило применимо к реализации жилых помещений или монет из драгоценных металлов (подп. 22 п. 3, подп. 11 п. 2 ст. 149 НК).Пониженные налоговые ставки для определенных категорий организаций – это тоже налоговая льгота, потому что она дает одним налогоплательщикам преимущества по сравнению с другими. Например, для медицинских или образовательных организаций, которые соответствуют установленным требованиям, установлена нулевая ставка налога на прибыль (ст. 284.1 НК).

 

Чтобы проверить обоснованность применения льготы, у таких организаций инспекция вправе затребовать дополнительные документы.Такой порядок следует из писем Минфина от 29.09.2017 № 03-02-07/1/63534, от 02.03.2017 № 03-02-07/1/12009, от 01.09.2016 № 03-03-06/2/51180, от 03.12.2014 № 03-07-15/61906 и подтверждается пунктом 14 постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33.

 

Требовать в ходе камеральной проверки другие документы или указанные документы в иных случаях, которые не предусмотрены налоговым законодательством, инспекция не вправе (п. 7 ст. 88 НК).

 

В частности, если это прямо не допускается НК, при проведении камеральной проверки не могут быть затребованы:

  • первичные документы, например, договоры с покупателями и поставщиками, выписки банка и платежные поручения, подтверждающие оплату поставщикам, акты выполненных работ) (письмо Минфина от 25.07.2012 г № 03-02-08/65, постановления Президиума ВАС от 18.09.2012 № 4517/12 и от 11.11.2008 № 7307/08, подп. 1 и 3 письма ФНС от 13 сентября 2012 № АС-4-2/15309);
  • регистры бухучета, бухгалтерская отчетность, расшифровки отдельных строк декларации (постановление Президиума ВАС от 18.09.2012 № 4517/12, подп. 1 письма ФНС от 13.09.2012 № АС-4-2/15309);
  • неофициальные отчеты, аналитические справки (обобщения) и другие материалы, которые не являются первичными бухгалтерскими документами (подп. 4 письма ФНС от 13.09.2012 № АС-4-2/15309).

 

Требования инспекции, которые можно не исполнять

 

Организация не обязана исполнять незаконные запросы ИФНС (п. 11 ст. 21 НК). Вот несколько распространенных нарушений, которые допускают ИФНС:

  1.  Запрашивают документы, которые не относятся к проверяемому периоду. И хотя Минфин считает, что запросить документы можно за любой период (письмо от 23.11.2009 № 03-02-07/1-519), суды подчеркивают: инспекция должна обосновать свое требование. Требование, заявленное вне рамок налоговой проверки, обоснованным быть не может (см., например, постановление ФАС Центрального округа от 09.08.2010 № А68-13557/09).
  2.  Запрашивают документы по истечении трех месяцев со дня сдачи отчетности.Если дата требования выходит за рамки трехмесячного срока, данное требование незаконно. Ведь камеральная проверка ограничена трехмесячным сроком с момента, когда вы представили отчетность (п. 2 ст. 88 НК). Требовать дополнительные документы можно только в пределах срока камеральной проверки. Из этого правила есть исключение.
  3.  Требуют представить документы повторно. Если копии запрошенных документы вы уже представляли, повторно их запрашивать инспекторы не вправе (п. 5 ст. 93 НК). Из этого правила есть исключения.
  4.  Запрашивают документы по телефону. По устным запросам документы не представляйте. Компания обязана представлять инспекторам документы, пояснения и сведения только на основании письменных требований.
  5.  Требуют составить план налоговых платежей. Инспекторы просят сообщить суммы НДС, налога на прибыль, страховых взносов и других платежей, которые компания планирует заплатить. ФНС запретила инспекциям требовать у компаний отчеты или аналитические справки, которые не являются первичными бухгалтерскими документами (п. 4 письма ФНС от 13 сентября 2012 № АС-4-2/15309).

 

Даже если требование налоговой незаконно, игнорировать его не следует. Чтобы избежать конфликта, направьте в инспекцию мотивированный отказ.

Все документы, необходимые для проверки, налоговая инспекция запрашивает у организации на бумаге или в электронном виде(п. 2 ст. 93 НК). Бумажные копии заверяются подписью руководителя или другого уполномоченного лица.

 

Ставить печать на копиях необязательно. ИФНС обязана принимать документы без печати независимо от того, есть ли печать у организации или нет (письма Минфина от 30.08.2018 № 03-01-10/61983, от 06.08.2015 № 03-01-10/45390 и ФНС от 04.03.2020 № КВ-4-14/3735, от 05.08.2015 № БС-4-17/13706).

 

Документы в электронном виде составляются по установленным форматам и заверяются электронной подписью. Порядок направления (и исполнения) требований о представлении документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом ФНС от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168.

При необходимости налоговая инспекция может потребовать для ознакомления подлинники документов на бумаге (абз. 5 п. 2 ст. 93 НК). Организация обязана исполнить это требование.

 

Причем заменять подлинники документов их скан-образами с усиленной квалифицированной подписью нельзя (письмо ФНС от 17.05.2016 № АС-4-15/8657).

 

Документы сдавайте по перечню, указывая наименование каждого документа и его реквизиты. Попросите налоговиков проставить на перечне отметку о принятии документов. По общему правилу, если инспекция повторно истребует те же самые бумаги, ей можно будет отказать. Об этом – пункт 5 статьи 93 НК.

С истребованными документами проверяющие знакомятся непосредственно в налоговой инспекции.

 

Это связано с тем, что вся камеральная проверка проводится по месту ее нахождения (п. 1 ст. 88 НК). Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина от 11.01.2009 № 03-02-07/1-1.

 

Оформление требования

 

Чтобы получить необходимые документы, инспекция должна направить в организацию требование. Его форма утверждена приказом ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628.Запрашивать документы в устной форме (по телефону) инспекция не вправе.

 

Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 93 НК.

В требовании о представлении документов должно быть указано:

  • в соответствии с какой статьей истребуются документы;
  • в какой срок должны быть представлены истребуемые документы;
  • сведения об истребуемых документах (их наименования, реквизиты, период, к которому они относятся);
  • полное и сокращенное наименование проверяемой организации, ее ИНН, КПП;
  • конкретное мероприятие налогового контроля, в ходе которого истребуются документы (например, камеральная проверка по НДС за III квартал 2019 года);
  • дата, подпись и Ф. И. О. лица, получившего бумажное требование, или дата и реквизиты электронной подписи, указанные в квитанции о приеме электронного требования.

 

Это следует из приложения 17 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628.

 

Подписывает требование о представлении документов налоговый инспектор, который проводит камеральную проверку (п. 1 ст. 93 НК). Наличие печати налоговой инспекции на требовании не обязательно — в налоговом законодательстве нет соответствующего условия (ст. 93 НК), в форме требования данный реквизит также не предусмотрен (приложение 17 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628).

 

Способы вручения требования

 

Налоговый кодекс предусматривает несколько вариантов вручения требований о представлении документов.

Если инспектор проводит проверку и находится в организации, он вручает требование под расписку ее законному или уполномоченному представителю.Если этим способом передать требование невозможно, инспекция вправе направить его по ТКС, заказным письмом по почте или через личный кабинет налогоплательщика.

В случае отправки по почте требование о представлении документов считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты отправления заказного письма.

 

Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 93, абзаца 2 пункта 4 статьи 31 НК.

 

Порядок направления требования в электронном виде (по телекоммуникационным каналам связи) утвержден приказом ФНС от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168.

 

Сроки исполнения требования

 

Документы, которые инспекция вправе запросить при камеральной проверке, организация должна представить в течение 10 рабочих дней со дня, когда получила требование. День получения зависит от того, как инспекция направила требование. Если требование отправили заказным письмом по почте, считают, что налогоплательщик получил его через шесть дней.

 

Требование пояснить или устранить ошибки и нестыковки

 

При камеральной проверке инспекция может обнаружить ошибки в декларации или расчете, противоречия между имеющимися данными. Тогда инспекторы сообщат об этом проверяемой организации и потребуют пояснений. ИФНС также запрашивает пояснения, если организация представила декларацию с убытком или уточненку, в которой по сравнению с первичной декларацией уменьшился налог к уплате.

 

Такой порядок следует из пункта 3 статьи 88 НК.

 

Форма требования о предоставлении пояснений приведена в приложении 4 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628. В требовании инспекторы опишут выявленные ошибки или противоречия, спросят о причинах убытка и уточненки, предложат организации письменно объяснить, а при необходимости уточнить декларацию или расчет.

 

Если организация представит письменные пояснения по выявленным ошибкам и (или) противоречиям, то инспекция обязана рассмотреть их, прежде чем зафиксировать факт нарушения в акте (п. 5 ст. 88 НК).

Если организация устранит выявленные ошибки и (или) противоречия путем внесения изменений и подачи уточненной декларации (расчета), то инспекция обязана прекратить проверку по первичной декларации (расчету) и начать новую камеральную проверку по уточнению.

При этом документы, полученные от организации в рамках прекращенной камеральной проверки, инспекция может использовать в рамках новой камеральной проверки по уточнению. Об этом говорится в пункте 9.1 статьи 88 НК.

Если в ответ на требование о представлении пояснений организация самостоятельно исправит ошибку, подаст уточненную декларацию, доплатит налог и пени, инспекция ее не оштрафует. Главное – сделать все это до того, как инспекция зафиксирует ошибку в акте камеральной проверки.

 

Об этом сказано в письме ФНС от 21.02.2018 № СА-4-9/3514.

 

Вызов в инспекцию

 

При камеральной налоговой проверке инспекция также вправе потребовать устные пояснения от организации (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК). Для этого она может направить в организацию уведомление о вызове для дачи необходимых пояснений.

Форма уведомления утверждена приказом ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628. В уведомлении инспекция обязана подробно указать цель вызова организации. Налоговое законодательство не устанавливает никаких ограничений для инспекции в отношении их права вызова организации, в том числе для дачи устных пояснений (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК).

 

При этом вызов может быть направлен по телекоммуникационным каналам связи в Порядке, утвержденном приказом ФНС от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149.

 

Запрос информации у контрагентов

 

В рамках камеральной проверки ИФНС вправе запросить документы и информацию о проверяемой организации у ее контрагентов или иных лиц, которые располагают такими сведениями (например, у банков) (п. 1 ст. 93.1 НК).

 

Конкретный перечень документов и информации отражается в поручении об истребовании документов, форма которого утверждена приказом ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628.

 

СОВЕТ

с правом ИФНС во время камеральной проверки запрашивать документы у контрагентов организации судьи соглашаются не всегда

Запросы к контрагентам считают законными только в определенных случаях, например при ошибках или противоречиях в декларации (п. 7 ст. 88 НК). В иных ситуациях ИФНС не вправе требовать документы и дополнительную информацию ни у контрагента, ни у самого плательщика.

 

Например, если доходы в декларации по УСН расходятся с данными по расчетному счету, ИФНС может затребовать пояснения только при выездной проверке (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 08.12.2018 № Ф09-7976/2018).

 

В ходе камеральной проверки организации налоговая инспекция вправе запрашивать у ее контрагентов любые документы по своему усмотрению.

Налоговое законодательство не устанавливает ограничений по документам, которые инспекция вправе запросить у контрагентов проверяемой организации.

 

Правомерность такого подхода подтверждается письмами Минфина от 10.04.2017 № 03-02-07/1/21041, ФНС от 30.09.2014 № ЕД-4-2/19869 и арбитражной практикой (см., например, постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 16.01.2019 № Ф06-41326/2018, от 03.12.2018 № Ф06-40208/2018).

 

За непредставление сведений по требованию инспекции контрагент может быть привлечен к налоговой и административной ответственности.

В инспекцию, где контрагент проверяемой организации состоит на налоговом учете, направляют поручение об истребовании документов.

 

В этом документе должно быть указано, в рамках какой проверки и по какой организации возникла необходимость в их получении (приложение 20 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628).

 

В течение пяти рабочих дней со дня получения поручения налоговая инспекция по месту учета контрагента (иного лица), у которого истребуются документы, направляет ему требование о представлении документов (информации). К указанному требованию должна быть приложена копия поручения об истребовании документов.

 

Такой порядок установлен в пункте 4 статьи 93.1 и пункте 6 статьи 6.1 НК.

Особенности проверок

 

Налоговая инспекция не вправе проводить камеральную проверку декларации (расчета), представленной за период, за который проводится налоговый мониторинг.

 

Исключение составляют случаи, когда:

  • декларацию или расчет представили позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;
  • в декларации заявили право на возмещение НДС или акциза;
  • представили уточненную декларацию или расчет, в которой уменьшили сумму налога к уплате или увеличили убыток;
  • налоговый мониторинг был досрочно прекращен.

 

Такие правила установлены пунктом 1.1 статьи 88 НК.

 

ВНИМАНИЕ

за неявку по вызову налоговой инспекции предусмотрена административная ответственность. По заявлению инспекции суд может вынести предупреждение или оштрафовать должностных лиц организации (например, ее руководителя) на сумму от 2000 до 4000 руб. (ч. 1 ст. 19.4 КоАП).

ВНИМАНИЕ

неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов контрагентом является правонарушением (п. 6 ст. 93.1 НК, ст. 2.1 КоАП), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.

Налоговая ответственность наступает, если:

  1.  контрагент проверяемой организации:отказался представить документы о ее деятельности;уклоняется от исполнения этой обязанности;представил документы с заведомо недостоверными сведениями.В этих случаях контрагента оштрафуют на основании пункта 2 статьи 126 НК. Размер штрафа – 10 000 руб.;
  2.  контрагент проверяемой организации несвоевременно представил запрошенную информацию о ее деятельности. В этом случае контрагента оштрафуют на основании пункта 1 статьи 129.1 НК. Размер штрафа – 5000 руб. Если в течение календарного года контрагента уже привлекали к ответственности за аналогичное правонарушение, то размер штрафа составит 20 000 руб. (п. 2 ст. 129.1 НК).

Кроме того, за неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП).