Заключение комиссии Совета судей РФ по этике от 17 июля 2020 г. N 7-КЭ “О праве судьи, пребывающего в отставке, замещать государственную должность субъекта Российской Федерации – должность министра природопользования и экологии субъекта Российской Федерации”

Комиссия Совета судей Российской Федерации по этике рассмотрела запрос о возможности замещения судьей, пребывающим в почетной отставке, государственной должности субъекта Российской Федерации – должности министра природопользования и экологии Республики Башкортостан.

Кодекс судейской этики, утвержденный VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года, с изменениями, внесенными постановлением IX Всероссийского съезда судей N 2 от 8 декабря 2016 года (далее – Кодекс судейской этики), действие которого распространяется на всех судей Российской Федерации, в том числе на судей, пребывающих в отставке, допускает занятие судьей различными видами внесудебной деятельности, включая научную, образовательную, творческую, общественную, благотворительную и иные виды деятельности, в том числе на платной основе, лишь тогда, когда это не противоречит законодательству о статусе судей в Российской Федерации и не причиняет ущерб интересам правосудия (пункт 1 статьи 2, пункт 2 статьи 14, статья 20).

Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 (с последующими изменениями) “О статусе судей в Российской Федерации” (далее – Закон о статусе судей) установлено общее правило, запрещающее замещение судьей иных (кроме должности судьи) государственных должностей, должностей государственной службы, муниципальных должностей, должностей муниципальной службы (подпункт 1 пункта 3 статьи 3).

Согласно абзацу второму пункта 4 той же статьи 3 это требование не распространяется на судью, пребывающего в отставке, независимо от возраста и судейского стажа.

Это означает, что пребывающий в отставке судья независимо от возраста и судейского стажа вправе замещать должности, перечисленные в подпункте 1 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей, исключая должности прокурора, следователя и дознавателя, в отношении которых сделана специальная оговорка в абзаце первом пункта 4 статьи 3 этого Закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (ред. от 23.05.2020) “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 184-ФЗ) перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации. В пункте 2 Перечня типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 4 декабря 2009 года N 1381 (ред. от 05.10.2015), указана должность члена высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, по общему правилу должность министра субъекта Российской Федерации является государственной должностью субъекта Российской Федерации.

Должность министра Республики Башкортостан включена в перечень государственных должностей Республики Башкортостан, утвержденный Указом Президента Республики Башкортостан от 29 марта 2008 года N УП-126 (с послед. изм.).

Поэтому замещение такой должности судьей, пребывающим в отставке, независимо от возраста и судейского стажа допускается Законом о статусе судей.

Как следует из запроса, в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 мая 2013 года N 200 “Об утверждении Положения о Министерстве природопользования и экологии Республики Башкортостан”, министр природопользования и экологии в установленном порядке без доверенности представляет Министерство во взаимоотношениях с органами государственной власти Республики Башкортостан и Российской Федерации, а также международными организациями; во взаимоотношениях с организациями, а также по делам в суде, при заключении договоров.

Таким образом, при реализации соответствующих полномочий министром природопользования и экологии Республики Башкортостан имеет место законное представительство, допускаемое подпунктом 6 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей.

При этом комиссия отмечает, что ее заключение носит рекомендательный характер и не освобождает пребывающего в отставке судью, замещающего любую разрешаемую Законом о статусе должность, от обязанности в каждом случае самостоятельно определять соответствие своих действий федеральному законодательству, регулирующему статус судьи, и Кодексу судейской этики.

Добавить комментарий

Закрыть меню