Главная » Бухгалтерская отчетность » Всё о нематериальных активах в бухучёте
03.06.2017

Всё о нематериальных активах в бухучёте

В бухгалтерском учёте отображаются не только основные средства, но и нематериальные активы (НМА). К ним относится имущество без материальной формы, но имеющее денежное выражение и, при этом, приносящее своему владельцу прибыль (исходные коды программ, патенты, произведения искусства, секретные формулы, бренд, деловая репутация предприятия и многое другое).

Основной нормативный акт, регулирующий процедуру создания и учёта нематериальных активов – Положение по бухучёту 14/2007.

 

Где взять нематериальные активы?

 

По способу получения все НМА можно условно поделить на четыре группы, отличающиеся между собой принципами расчёта первоначальной стоимости:

1) созданные силами субъекта хозяйствования – в таком случае в первоначальную стоимость входят все расходы на их разработку (на затраченные материалы, оплату труда, патентные пошлины и т.д., а также дальнейшую регистрацию;

2) приобретённые – в стоимость таких НМА включаются все затраты на их покупку (сюда входит стоимость исключительных прав на актив, сумма невозмещаемых налогов и пошлин, посредническое вознаграждение и т.д.);

3) подаренные – в такой ситуации изначальную стоимость актива определяют по среднерыночной стоимости схожих НМА или же в соответствии с экспертным заключением;

4) полученные в качестве доли в уставном фонде – первоначальная стоимость определяется непосредственно советом соучредителей.

 

Срок службы и амортизация НМА

Для списания нематериального актива необходимо определиться со сроком его полезного использования – временем действия прав на него или периодом, на протяжении которого планируется получать от него прибыль. Если такой срок определён, на него ежемесячно начисляется амортизация. Как правило, начинают этот процесс со следующего месяца после того, как актив начали использовать.

 

Амортизация НМА может происходить тремя методами:

линейным – отчисления по амортизации начисляются равными частями в течение всего срока эксплуатации актива;

ускоренным способом уменьшаемого остатка – изначальная стоимость плавно уменьшается на протяжении всего времени использования актива;

списание стоимости НМА пропорционально объёму произведённой на его основании продукции – используется в случае, когда затраты должны быть конкретно привязаны к виду хозяйственной деятельности.

 

Выбытие нематериальных активов и их списание

 

Как и получение, выбытие НМА осуществляется путём их продажи, дарения, списания или внесения в уставной капитал другого предприятия. В любом из этих случаев НМА прекращает использоваться, а его стоимость и амортизация списывается с баланса.

Списание нематериальных активов оформляется по специально установленному акту. В случае продажи или дарения таким документом будет акт приёма-передачи нематериального актива. При этом, официально утверждённого бланка для списания НМА нет, однако, для этих целей можно пользоваться подобным актом на списание основных средств по форме № ОС-4.
Акт на списание должен составляться комиссией, назначающейся руководителем предприятия соответствующим приказом. В комиссию входят ответственные за НМА сотрудники, бухгалтера и специалисты, способные дать оценку списываемому нематериальному активу. Акт списания составляется в одном экземпляре, хранится в архиве бухгалтерии на протяжении пяти лет.

 

Со многими нюансами бухгалтерского учёта можно ознакомиться на страницах интернет-бухгалтерии «Энтерфин». Мы делаем всё возможное, чтобы наши клиенты были осведомлёнными во всех сферах ведения бизнеса.