Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Возможно ли изменить подход к индексации водного налога и ставок платы за пользование водными объектами, а также ввести мораторий на повышение ставок водопользования и водного налога на срок до 2020 г.?
21.01.2017

Возможно ли изменить подход к индексации водного налога и ставок платы за пользование водными объектами, а также ввести мораторий на повышение ставок водопользования и водного налога на срок до 2020 г.?

Вопрос: В настоящее время готовится к рассмотрению во втором чтении внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации». Законопроект предусматривает рост ставок водного налога на уровне 15% ежегодно вплоть до 2025 года. В случае принятия указанного законопроекта равнозначная индексация предполагается и в отношении ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности по договорам водопользования.
Повышение водного налога и ставок платы за пользование водными объектами крайне негативно отразится и на иных наиболее водоемких производствах.
Возможно ли изменить подход к индексации водного налога и ставок платы за пользование водными объектами, а также ввести мораторий на повышение ставок водопользования и водного налога на срок до 2020 г.?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 11 декабря 2014 г. N 03-06-06-02/63723

Минфин России рассмотрел письмо по вопросу индексации ставок водного налога и платы за пользование водными объектами и сообщает следующее.
Федеральный закон от 24.11.2014 N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) вступает в силу с 1 января 2015 года.
Принятым Федеральным законом предусматривается ежегодная индексация действующих в настоящее время ставок водного налога по всем видам водопользования начиная с 2015 года на коэффициент, учитывающий поэтапное (за 11 лет) приведение налоговой нагрузки к уровню 2004 года и предусматривающий ежегодную индексацию ставок водного налога на 15 процентов.
Действующие в настоящее время ставки водного налога в 2015 году будут применяться с повышающим коэффициентом 1,15, в 2016 году — с коэффициентом 1,32, в 2017 году — с коэффициентом 1,52, в 2018 году — с коэффициентом 1,75, в 2019 году — с коэффициентом 2,01, в 2020 году — с коэффициентом 2,31, в 2021 — 2025 годах — соответственно 2,66, 3,06, 3,52, 4,05, 4,65.
Ставки водного налога при заборе воды из водного объекта для водоснабжения населения установлены в следующих размерах: на 2015 год — 81 рубль за одну тысячу куб. метров воды, забранной из водного объекта, на 2016 год — 93 рубля, на 2017 год — 107 рублей, на 2018 год — 122 рубля, на 2019 год — 141 рубль, на 2020 год — 162 рубля, на 2021 — 2025 годы — 186, 214, 246, 283, 326 рублей соответственно.
Следует отметить, что тарифы на воду, отпускаемую потребителям, за период с 2005 года увеличились более чем в 6 раз, при этом ставки водного налога не пересматривались, что привело к существенному снижению налоговой нагрузки на экономических агентов, осуществляющих деятельность по использованию водных объектов, и, кроме того, к снижению заинтересованности хозяйствующих субъектов в организации рационального водопользования. При этом величина государственных дотаций хозяйствующим субъектам системно увеличивалась.
Учитывая изменения индекса потребительских цен за 2006 — 2013 годы, предусмотренная законом индексация ставок водного налога не окажет существенного влияния на величину налоговой нагрузки в несырьевых отраслях экономики, а также на размер тарифов на коммунальные услуги и электроэнергию, поскольку доля водного налога в указанных тарифах крайне низка и в стоимости конечной продукции различных категорий водопользователей составляет в среднем от сотых долей процента до 1 — 1,5 процента.
Так, по предварительным экспертным оценкам доля водного налога в среднем потребительском тарифе на коммунальные платежи составляет около 0,03%.
Таким образом, индексация ставок водного налога не окажет воздействия на состояние, возможности и результаты ведения социально-экономической деятельности и не приведет к увеличению тарифов на коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению.
Кроме того, отмечаем, что Минфин России согласовал с Минприроды России проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 876», учитывающий изменения ставок платы за пользование водными объектами по аналогии с принятым Федеральным законом.
Указанный проект разработан в соответствии с решениями, принятыми на совещаниях у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева и у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича.

Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ
11.12.2014