Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Вопрос: Об отдельных вопросах, связанных с оценочной деятельностью, в том числе с проведением государственных кадастровых оценок.
23.01.2017

Вопрос: Об отдельных вопросах, связанных с оценочной деятельностью, в том числе с проведением государственных кадастровых оценок.

Вопрос: Об отдельных вопросах, связанных с оценочной деятельностью, в том числе с проведением государственных кадастровых оценок.

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО
от 17 августа 2016 г. N Д22и-885

 

Департамент финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Министерства экономического развития Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение по вопросам, связанным с применением положений Федерального закона от 2 июня 2016 г. N 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 172-ФЗ), и сообщает следующее.

Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере оценочной деятельности. В компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение положений законодательства. В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение по вопросу, указанному в обращении, которое не является обязательным для правоприменителя.
Федеральный закон N 172-ФЗ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 2 июня 2016 года.

С учетом положений пунктов 2, 4 статьи 9 Федерального закона N 172-ФЗ с 1 июля 2017 г. (а для лиц, являющихся членами саморегулируемых организаций оценщиков (далее — СРО) по состоянию на 1 января 2017 г., с 1 апреля 2018 г.) вступают в силу изменения в статью 24 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об оценочной деятельности), устанавливающие в том числе в качестве обязательного условия членства в СРО оценщиков наличие квалификационного аттестата.

При этом в соответствии с положениями статьи 21.2 Закона об оценочной деятельности, вступающими в силу с 1 июля 2017 г., квалификационный аттестат выдается органом, уполномоченным на проведение квалификационного экзамена, при условии, что лицо, претендующее на его получение, в том числе имеет на дату подачи заявления о выдаче квалификационного аттестата стаж (опыт) работы, связанной с осуществлением оценочной деятельности, не менее трех лет (не менее года из последних трех лет указанного стажа (опыта) работы должно приходиться на работу в должности помощника оценщика или оценщика).

Отмечаем, что в соответствии с положениями части седьмой статьи 24.2 Закона об оценочной деятельности в редакции Федерального закона N 172-ФЗ к исключительной компетенции коллегиального органа управления СРО оценщиков (далее — коллегиальный орган) относится в том числе прекращение членства в СРО оценщиков.
Согласно положениям статьи 24 Закона об оценочной деятельности членство в СРО оценщиков прекращается коллегиальным органом на основании:
заявления оценщика о выходе из членов СРО оценщиков;
утверждения коллегиальным органом решения об исключении лица из членов СРО оценщиков.

Таким образом, если физическое лицо, состоявшее до 1 апреля 2018 г. членом СРО оценщиков, не представит в СРО оценщиков квалификационный аттестат, его членство должно быть прекращено. При этом полагаем, что, в случае если решение коллегиального органа о прекращении членства принято по решению дисциплинарного комитета о применении меры дисциплинарного воздействия в виде рекомендации об исключении из членов СРО оценщиков, не исключается применение положений абзаца четвертого части седьмой статьи 24 Закона об оценочной деятельности.

Также реализация норм Федерального закона N 172-ФЗ предусматривает, что к 1 июля 2017 г. будет определен орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации на проведение квалификационного экзамена, и утверждены нормативные правовые акты, устанавливающие в том числе порядок формирования перечня экзаменационных вопросов, проведения и сдачи квалификационного экзамена, типы, формы квалификационных аттестатов, порядок их выдачи и аннулирования, порядок ведения реестра квалификационных аттестатов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом, осуществляющим функции по надзору за деятельностью СРО оценщиков.

В отношении экспертизы отчетов об оценке.

Положениями статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности (в редакции Федерального закона N 172-ФЗ) установлено, что экспертиза отчета проводится на добровольной основе на основании договора между заказчиком экспертизы и СРО оценщиков.

Соответственно, заказчик экспертизы выбирает самостоятельно СРО оценщиков, с которой он намерен заключить договор на проведение экспертизы.

В соответствии с положениями статьи 22.3 Закона об оценочной деятельности СРО оценщиков наряду с информацией, предусмотренной Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», обязана разместить на официальном сайте СРО оценщиков в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в том числе информацию о порядке проведения экспертизы отчета и о результатах экспертизы, проведенной ее членами, с указанием даты составления и порядкового номера отчета, даты составления и порядкового номера экспертного заключения, сведений об эксперте или экспертах (фамилия, имя и (при наличии) отчество), проводивших такую экспертизу, вывода, полученного в результате проведения такой экспертизы.

Соответственно, член СРО оценщиков во исполнение требований указанной статьи Закона об оценочной деятельности обязан информировать СРО оценщиков, членом которой он является, о проведении им экспертизы отчета об оценке объекта оценки и предоставлять информацию, необходимую для размещения на официальном сайте СРО оценщиков в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

При этом в случаях получения экспертного заключения на отчет об оценке объекта оценки из других СРО оценщиков полагаем целесообразным СРО оценщиков, эксперты которой выполнили указанное экспертное заключение, уведомлять СРО оценщиков, членом которой является оценщик, подписавший этот отчет, о результатах проведенной экспертизы.

В части указанных в обращении коллизий норм отмечаем.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к административному исковому заявлению, помимо документов, указанных в статье 126 названного Кодекса, прилагается в том числе положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами СРО оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой СРО оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом. В настоящее время такие случаи не определены.
При этом иные нормативные правовые акты с даты вступления в силу Федерального закона N 172-ФЗ действуют в части, не противоречащей нормам указанного закона.

Также по вопросам, связанным с проведением кадастровой оценки, отмечаем, что Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2017 г. предусматривается в том числе фактический запрет на проведение новых государственных кадастровых оценок оценщиками в период с 2017 по 2020 годы.

 

Заместитель директора Департамента
финансово-банковской деятельности
и инвестиционного развития
Н.Н.БАБИЧЕВА
17.08.2016

Теги: