Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Вопрос: Об НДС при реализации газа на бытовые нужды в случае отсутствия приборов учета у населения, а также при выбытии газа в результате наступления событий, не зависящих от воли поставщика.
20.01.2017

Вопрос: Об НДС при реализации газа на бытовые нужды в случае отсутствия приборов учета у населения, а также при выбытии газа в результате наступления событий, не зависящих от воли поставщика.

Вопрос: Об НДС при реализации газа на бытовые нужды в случае отсутствия приборов учета у населения, а также при выбытии газа в результате наступления событий, не зависящих от воли поставщика.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 27 декабря 2016 г. N СД-4-3/25122@

Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо по вопросу применения налога на добавленную стоимость (далее — НДС) при реализации природного газа для потребления населением на бытовые нужды, сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) операции по реализации природного газа гражданам для обеспечения коммунально-бытовых нужд являются объектом налогообложения НДС.
Согласно пункту 1 статьи 154 Кодекса налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено статьей 154 Кодекса, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
На основании пункта 3 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, если у населения отсутствуют приборы учета, то у поставщика газа может возникать разница между объемом газа, фактически реализованным населению, и объемом газа, оплаченным населением по нормативам.
Учитывая, что законодательством о налогах и сборах не предусмотрено особенностей и порядка определения налоговой базы по НДС в случае реализации газа населению, не имеющему приборов учета (счетчиков), то в силу положений вышеуказанных нормативных правовых актов налогоплательщику-поставщику следует определять налоговую базу исходя из объемов газа, реализованного населению по нормам (при отсутствии приборов учета).
В связи с изложенным оснований для включения в налоговую базу по НДС разницы между объемом газа, фактически реализованным населению, и объемом газа, оплаченным населением согласно установленным нормам (при отсутствии приборов учета), у налогоплательщика-поставщика не имеется.
Вместе с тем необходимо учитывать позицию, изложенную в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 (далее — Пленум ВАС РФ). Согласно пункту 10 постановления Пленума ВАС РФ при определении налоговых последствий выбытия (списания) имущества в результате наступления событий, не зависящих от воли налогоплательщика (утрата имущества по причине порчи, боя, хищения, стихийного бедствия и тому подобных событий), необходимо иметь в виду, что исходя из содержания пункта 1 статьи 146 Кодекса такое выбытие не является операцией, учитываемой при формировании объекта налогообложения.
Однако налогоплательщик обязан зафиксировать факт выбытия и то обстоятельство, что имущество выбыло именно по указанным основаниям, без передачи его третьим лицам, поскольку в силу пункта 1 статьи 54 Кодекса он обязан доказать наличие тех фактов своей хозяйственной деятельности, которые влияют на формирование финансового результата, служащего основанием для определения объема налоговой обязанности.
В этой связи при возникновении спора о соответствии действительности приводимых налогоплательщиком причин выбытия имущества, в том числе при оценке достоверности и полноты представленных им документов в подтверждение факта и обстоятельств выбытия, судам следует учитывать характер деятельности налогоплательщика, условия его хозяйствования, принимать во внимание соответствие объемов и частоты выбытия имущества обычному для такой деятельности уровню и иные подобные обстоятельства, а также оценивать возражения налогового органа относительно вероятности выбытия имущества по указанным налогоплательщиком причинам, в частности доводы о чрезмерности потерь.
Если в ходе судебного разбирательства установлен факт выбытия имущества, однако не подтверждено, что выбытие имело место в результате наступления событий, не зависящих от воли налогоплательщика, судам надлежит исходить из наличия у него обязанности исчислить налог по правилам, установленным пунктом 2 статьи 154 Кодекса для случаев безвозмездной реализации имущества.
Учитывая позицию Пленума ВАС РФ, поставщик газа обязан документально подтвердить разницу между объемом газа, фактически реализованным населению, и объемом газа, оплаченным населением по нормативам, которая не включается в налоговую базу по НДС в силу вышеуказанных законодательных норм (обстоятельств, не зависящих от воли налогоплательщика).
С учетом вышеизложенного необходимо учитывать, что объемы газа, потребленного населением, не имеющим приборов учета, сверх установленных нормативов, а также объемы газа, выбывшего в результате наступления событий, не зависящих от воли налогоплательщиков, при определении налоговой базы по НДС не учитываются.

Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.С.САТИН
27.12.2016

Теги: