Вопрос: О прогрессивной шкале ставок НДФЛ; об индексации пенсий.

Вопрос: О прогрессивной шкале ставок НДФЛ; об индексации пенсий.

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО
от 25 февраля 2016 г. N 03-04-05/10422

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел по вопросам введения прогрессивной шкалы налоговых ставок по налогу на доходы физических лиц и индексации пенсий сообщает следующее.

1. Ранее, начиная с 1 января 1992 года по 31 декабря 2000 года, в Российской Федерации применялась прогрессивная шкала налоговых ставок, при этом шкала налоговых ставок пересматривалась несколько раз и в разные годы имела от трех до шести диапазонов совокупного годового дохода, облагаемого по налоговым ставкам от 12 до 35 процентов (Закон Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц”). Стремление работодателей и работников минимизировать реально выплачиваемые (получаемые) доходы в целях снижения налоговой нагрузки, а также сложности администрирования налогообложения доходов граждан, в том числе работающих по совместительству, выявили неэффективность действовавшего порядка налогообложения доходов физических лиц и тем самым способствовали переходу к единой налоговой ставке.

Начиная с 1 января 2001 года для обложения большинства видов доходов физических лиц установлена единая налоговая ставка в размере 13 процентов. Для доходов, не связанных с работой по найму и выполнением налогоплательщиком работ (оказанием услуг), Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – Кодекс) установлена повышенная ставка в размере 35 процентов.

При этом главой 23 “Налог на доходы физических лиц” Кодекса определены виды доходов, при получении которых у налогоплательщика не возникает обязанность по уплате налога, в том числе установлены стандартные социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты, которые направлены на существенное снижение налогового бремени налогоплательщиков.

Кроме того, значительно упрощены исчисление и уплата налога, его администрирование налоговыми органами. В свое время данный подход ощутимо повлиял на процесс легализации оплаты труда многими работодателями и в связи с этим увеличения поступления налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации.

Существующая на сегодняшний день система обложения налогом на доходы физических лиц позволяет говорить о сбалансированном подходе, учитывающем интересы как налогоплательщиков, так и бюджетной системы Российской Федерации.

Кроме того, единая ставка налогообложения в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности Российской Федерации и значительно упрощает исчисление и уплату налога, его администрирование налоговыми органами.

Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (одобрены Правительством Российской Федерации 14 июля 2015 г.) введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц также не предусмотрено.

2. Одной из главных задач на протяжении ряда лет продолжает оставаться постепенное повышение материального обеспечения всех пенсионеров путем ежегодного увеличения общего размера пенсий.

Так, с 2008 года темп роста страховой (трудовой) пенсии составил около 300 процентов, при этом инфляция за аналогичный период нарастающим итогом составила около 180 процентов. Таким образом, следует отметить, что за последние годы указанные пенсии росли темпами, значительно опережающими инфляцию.

Только за последние два года в результате индексации страховых (трудовых) пенсий в 2014 году на 8,3 процента и в 2015 году на 11,4 процента средний размер страховой (трудовой) пенсии вырос более чем на 2000 рублей.

Вместе с тем в связи со сложившейся макроэкономической ситуацией в Российской Федерации предлагаются меры, направленные на обеспечение сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Так, одной из мер является изменение порядка индексации различных пенсий, социальных выплат и пособий.
Указанное изменение обусловлено тем, что в случае сохранения действующего порядка индексации пенсий и фиксированной выплаты к ней будет происходить существенное увеличение расходных обязательств государства на выплату пенсий, значительно превышающее темпы роста доходов как федерального бюджета, так и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

В этой связи предлагается не уменьшение расходных обязательств государства по выплате страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней, а их увеличение меньшими темпами. Так, страховые пенсии и фиксированную выплату к ним предлагается индексировать в 2016 году на 4 процента.

При этом аналогичный уровень индексации предлагается применить ко всем видам пенсий.
Вместе с тем предусмотрена возможность осуществления дополнительной индексации страховых пенсий исходя из ситуации, складывающейся в экономике и социальной сфере в первом полугодии 2016 года.

Одновременно обращается внимание, что с учетом вступления в силу с 1 января 2015 года Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ “О страховых пенсиях” Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” с указанной даты не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

 

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А.СААКЯН
25.02.2016

Добавить комментарий

Закрыть меню