Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Вопрос: О повышении зарплаты в сфере здравоохранения; о включении в официальную статистику показателя среднемесячной зарплаты работников в организациях, у ИП и физлиц.
22.01.2017

Вопрос: О повышении зарплаты в сфере здравоохранения; о включении в официальную статистику показателя среднемесячной зарплаты работников в организациях, у ИП и физлиц.

Вопрос: О повышении зарплаты в сфере здравоохранения; о включении в официальную статистику показателя среднемесячной зарплаты работников в организациях, у ИП и физлиц.

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО
от 28 декабря 2015 г. N 14-1/ООГ-10413

 

В соответствии с письмом Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России рассмотрел обращение и сообщает.

Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений регулируются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, вопросы о порядке и условиях оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений, в том числе вопросы повышения оплаты труда, относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее — Указ) в части повышения заработной платы отдельных категорий работников предусмотрено повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) — до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе; работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), врачей — до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе.

С целью более тесной увязки роста заработной платы с повышением эффективности деятельности учреждений, качества, доступности услуг приняты отраслевые «дорожные карты», в том числе в сфере здравоохранения. Основные целевые показатели, обеспечивающие увязку повышения заработной платы с нагрузкой персонала, повышением качества, доступности предоставляемых социальных услуг в региональных «дорожных картах», дифференцированы с учетом региональной специфики.

Достижение показателей, определенных Указом, осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом. При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории.

Таким образом, заработная плата конкретного работника будет зависеть от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного указами для соответствующей категории работников.
Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» предусмотрены дотации из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы на 2015 год в сумме 60,0 млрд. рублей, в 2016 году запланировано 30,0 млрд. рублей.

Следует иметь в виду, что согласно статье 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.

В соответствии со статьей 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В части вопроса о включении в официальную статистическую информацию показателя среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) необходимо отметить, что Росстат продолжает реализацию стандартов Международной организации труда (далее — МОТ) в сфере статистики.

В октябре 2013 г. состоялась 19-я Международная конференция статистиков труда, на которой были приняты обновленные международные стандарты в области статистики труда в форме Резолюции о статистике трудовой деятельности, занятости и недоиспользования рабочей силы.

В Российской Федерации основным источником данных о занятости являются результаты ежемесячных выборочных обследований рабочей силы, которые были организованы в 1992 г. в соответствии с резолюцией 13-й Международной конференции статистиков труда. По данным обследования численность работающих по найму составляет 66,8 млн. человек. При этом обследование организаций — юридических лиц охватывает только работающих в организациях и только с оформленными трудовыми и гражданско-правовыми договорами.

Возникает необходимость измерить заработную плату по остальным категориям наемных работников:
работающих по найму у индивидуальных предпринимателей;
работающих по найму у физических лиц;
работающих без оформления трудовых отношений в организациях.

Правительство Российской Федерации постановлением от 11 июля 2015 года N 698 «Об организации федеральных статистических наблюдений для формирования официальной статистической информации о среднемесячном доходе от трудовой деятельности» утвердило «дорожную карту», которая включает мероприятия по разработке соответствующей международным стандартам официальной статистической методологии (системы показателей) статистики труда в целях охвата полного объема трудовой деятельности, занятости и обеспечения оценки недоиспользования рабочей силы, а также доходов от всех форм трудовой деятельности. Постановление предусматривает значительное расширение подходов к статистике труда, в том числе формирование официальной статистической информации о среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц и разработку методики расчета этого показателя.

Такая обширная статистическая база гарантирует качество и надежность получаемой информации и ориентирована на получение данных по регионам Российской Федерации.

 

Заместитель директора —
начальник отдела оплаты труда
Департамента оплаты труда,
трудовых отношений
и социального партнерства
А.В.ФРОЛОВА
28.12.2015