Вопрос: О нормировании, обосновании и планировании в сфере закупок.

Вопрос: О нормировании, обосновании и планировании в сфере закупок.

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО
от 17 февраля 2016 г. N 02-02-06/8815

 

Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее – Департамент) рассмотрел обращение и сообщает.

В соответствии с частью 2 статьи 114 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Федеральный закон N 44-ФЗ) положения статей 18 и 19 Федерального закона N 44-ФЗ вступают в силу с 1 января 2016 года.

Аналогичный срок вступления в силу предусмотрен правовыми актами, принятыми во исполнение указанных статей:
в части нормирования в сфере закупок – постановления Правительства Российской Федерации:
от 18.05.2015 N 476 “Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения”;
от 19.05.2015 N 479 “Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения”;
от 13.10.2014 N 1047 “Об общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов”, вступившее в силу 1 января 2015 года (далее – постановление N 1047);
от 20.10.2014 N 1084 “О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений”, вступившее в силу 1 января 2015 года;
от 02.09.2015 N 926 “Об общих правилах определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг)” (далее – Правила N 926);
от 02.09.2015 N 927 “О правилах определения требований к закупаемым государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг)”;
в части обоснования закупок – постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 555 “Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования”.

Под нормированием в сфере закупок в соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона N 44-ФЗ понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) (далее – требования к товарам) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) (далее – нормативные затраты).

В соответствии с пунктом 2 постановления N 1047 нормативные затраты применяются в целях обоснования объекта и (или) объектов закупки, включаемых в план закупки. Положения об использовании нормативных затрат при формировании обоснования закупок предусмотрены Формой обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении планов закупок, утвержденной постановлением N 555.

Использование нормативных затрат при формировании планов означает, что нормативные затраты будут применяться в закупках начиная с 2017 года, поскольку нормы статьи 17 Федерального закона вступают в силу с 2016 года и предусматривают, что планы закупок формируются в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (часть 7 статьи 17 Федерального закона N 44-ФЗ).

Вместе с тем из указанного правила есть исключения, связанные с использованием высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и исполнительно-распорядительными органами муниципальных районов и городских округов своего права, предусмотренного частью 24 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ (досрочное введение планирования). Таким образом, если планирование закупок введено досрочно, например с 2015 года, то нормативные затраты будут использоваться при формировании планов закупок на 2016 год.

Требования к товарам, в соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона N 44-ФЗ, определяют требования к потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поскольку характеристики объекта закупки, формируемые с учетом положений статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, включаются в планы-графики закупок (подпункт 2 части 3 статьи 21 Федерального закона N 44-ФЗ), требования к товарам необходимо учитывать при формировании планов-графиков.

Сроки формирования планов-графиков определяются статьями 21, 112, 114 Федерального закона N 44-ФЗ и включают переходный период, который, однако, не исключает обязанности вносить в план-график описание объекта закупки, включающее его характеристики.
В этой связи требования к товарам применяются всеми заказчиками начиная с планов-графиков на 2016 год.

Необходимо отметить, что правила определения требований к закупаемым государственными органами субъектов Российской Федерации, территориальными органами управления государственными внебюджетными фондами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации не утверждены вышеназванные правила, то в силу пункта 16 Правил N 926 включаемые заказчиками в планы-графики значения характеристик:
объектов закупок, закупаемых для государственных гражданских служащих государственных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, относящихся к категории “руководители”, руководителей органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, руководителей казенных и бюджетных учреждений, не могут превышать (если установлено верхнее предельное значение) или быть ниже (если установлено нижнее предельное значение) значений характеристик (свойств) соответствующих отдельных видов товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), установленных правилами определения требований, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, для государственного гражданского служащего, замещающего должность руководителя (заместителя руководителя) структурного подразделения федерального государственного органа, относящуюся к высшей группе должностей гражданской службы категории “руководители”;
объектов закупок, закупаемых для иных работников государственных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных органов, работников органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, не являющихся их руководителями, работников казенных и бюджетных учреждений, не являющихся их руководителями, не могут превышать (если установлено верхнее предельное значение) или быть ниже (если установлено нижнее предельное значение) значений характеристик (свойств) соответствующих отдельных видов товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), установленных правилами определения требований, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, для государственного гражданского служащего, замещающего должность в федеральном государственном органе, относящуюся к категории “специалисты”.

 

Директор Департамента
бюджетной методологии
С.В.РОМАНОВ
17.02.2016

Добавить комментарий

Закрыть меню