С одной стороны, иностранные работники могут положительно отразиться на работе предприятия, а с другой – добавляют последнему множество хлопот, выражающихся в грамотном составлении трудового соглашения с такими лицами, ведь необходимо принимать во внимание все изменения в российском законодательстве.
Ни для кого не секрет, что многие иммигранты успешно работают в разных отраслях отечественной экономики и производства, к примеру, в строительстве, общепите, секторе ЖКХ.
Основными причинами активного вовлечения иностранной рабочей силы в производство являются:
экономия на фонде оплаты труда (ФОТ) – зачастую, многие иностранные граждане согласны на работу за ту заработную плату, которая не подходит россиянам;
большая исполнительность таких работников – иностранцы, в силу своего менталитета, как правило, более старательно подходят к выполнению своих функциональных обязанностей, что, безусловно, радует работодателей.
Вместе с тем, законодатель, осуществляя регулятивные и контрольные функции на рынке труда, всячески препятствует законному трудоустройству иностранцев. Если работодатель нацелен привлекать иностранных работников, ему, в первую очередь, необходимо тщательно разобраться со всеми нюансами такого процесса.
Процедура приёма на работу иностранных граждан значительно разнится от стандартной для россиян. Изначально, нужно уяснить, что все трудовые мигранты делятся на две основных категории:
1) работники-граждане стран СНГ, работающие на территории РФ по патенту;
2) наёмные рабочие из Киргизии, Казахстана, Армении и Белоруссии – им разрешается работать без специального патента.
Работники первой категории, устраиваясь на работу, обязаны предоставить работодателю:
трудовой патент и документ о том, что он регулярно оплачивается;
паспорт;
документ о временной регистрации;
миграционную карту;
полис медицинского страхования;
идентификационный номер налогоплательщика и страховой номер ИЛС.
Иностранные граждане из второй категории обязаны подать работодателю:
визу;
разрешение на работу в нашей стране.
В свою очередь, у предприятия должны быть соответствующие разрешительные документы на привлечение к труду иностранцев (выдаётся на основании Приказа ФМС №589 от 30.10.2014 г.)
В любом случае, есть одно обязательное условие, которое нужно выполнять во время найма или увольнения иностранца – об этих фактах необходимо уведомлять территориальное подразделение ФМС.
Необходимо помнить: ФЗ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» – основной нормативно-правовой акт, которым регламентируется трудоустройство иностранцев.
Постановлением Правительства РФ №1315 от 08.12.2016 г. установлены правила приёма иностранцев на работу в отечественные предприятия.
В частности, вводятся ограничения на трудоустройство таких лиц в определённые сферы экономики. Кроме того, определяется максимально допустимое количество работников-иностранцев в штате предприятия.
Некоторыми всероссийскими министерствами и ведомствами ежегодно определяется допустимое количество работников-иностранцев на подотчётных им предприятиях. К примеру, на предприятиях, работающих в сфере сухопутного транспорта, общее количество работающих иностранцев не может превышать 30% от всего штата.
Более того, есть такие отрасли экономики, в которых иностранные граждане вообще не могут быть допущены к работе. Так, иностранцы не могут:
трудоустраиваться на работу в аптеки (в частности – торговать медицинскими препаратами);
быть допущены к розничной торговле на рынках, иных точках торговли или на других объектах, не привязанных к определённому адресу.
За нарушение процедуры найма иностранцев работодатель несёт административную ответственность в соответствии с главой 10 Кодекса об административных нарушениях РФ.
Назовём основные правонарушения в этой сфере и меры ответственности за них:
1) ст.18.15 возлагает ответственность на работодателя, в штате которого трудится иностранец без надлежащего разрешения на работу или же само предприятие не имеет в распоряжении разрешительной документации на использование труда иностранных граждан. В таком случае, на юрлицо налагаются штрафные санкции в размере 250-800 тыс. руб., а также может быть приостановлена его деятельность на срок до 90 дней;
2) если работодатель не известил соответствующие подразделения ЦЗН, ФМС, ФНС о приёме на работу иностранца, на него может возлагаться штраф в размере 400-800 тыс. руб. или же приостановление хозяйственной деятельности до трёх месяцев;
3) частные предприниматели несут ту же ответственность, что и юрлица, если другое не указано в КоАП РФ;
4) работодатели, территориально расположенные в Москве и Санкт-Петербурге, уплачивают повышенные штрафы:
ИП – до 70 000 руб.;
юридические лица – до 1 миллиона рублей, тогда так в остальных регионах предельный размер штрафа 800 тыс. руб.
Немаловажный нюанс: с наёмных работников-иностранцев, в зависимости от статуса, могут взиматься различные ставки налога на доходы физлиц – 13% или 30%. Бухгалтеры должны внимательно рассчитывать и уплачивать налоги по иностранным работникам, так как за некорректные начисления могут возлагаться штрафы уже по Налоговому кодексу РФ.