Главная » Бухгалтерская отчетность » Совместные выездные проверки ФСС и ПФР: порядок и правила проведения
03.05.2017

Совместные выездные проверки ФСС и ПФР: порядок и правила проведения

Для контроля за полнотой и корректностью уплаты страховых взносов субъектами хозяйствования соответствующие подразделения ФСС и Пенсионного фонда РФ могут организовать проведение выездной проверки предприятия (ИП). С этой целью разрабатывается специальный план проверки. Работники вышеупомянутых ведомств проводят аудит бухгалтерской первички предприятия по юридическому адресу, по которому оно зарегистрировано. Тщательно проверяется статья расходов «Расчеты с персоналом по оплате труда», к которой относятся все виды социальных взносов и гос. пособий.

 

С какой периодичностью проводятся совместные выездные проверки?

 

План выездной проверки должен быть разработан в строгом соответствии с Письмом ПФР №ТМ-30-24/13848 и Письмом ФСС №02-03-08/13-2872.

Кроме того, выездные проверки могут быть не только плановыми. Для того, чтобы проконтролировать платёжную дисциплину предприятий или индивидуальных предпринимателей, фонды соцстрахования и управления Пенсионного фонда РФ могут отправлять своих сотрудников на внеплановые проверки. Они могут быть как совместными, так и самостоятельными, то есть каждый из проверяющих выезжает на проверку отдельно.

Частоту проведения таких проверок законодатель не ограничивает. Единственное, для внеплановых выездных проверок нужны веские основания, а именно:

1) планируется реорганизация или полная ликвидация субъекта хозяйственной деятельности;
2) поступила жалоба от наёмного работника предприятия о том, что ему выплатили пособие не в полном объёме или другим образом нарушили страховое законодательство;
3) предприятие подало заявление о возмещении ему понесённых расходов.

При этом, стоит учитывать, что производить такую проверку необходимо по окончании отчётного периода (как правило, это календарный год). Максимальный период времени, который может охватить одна выездная проверка – три предшествующих года (например, если проверка проводится в конце 2016 года, она может охватить 2014-2016 года).

По продолжительности выездные проверки могут длиться до двух месяцев. Точкой отсчёта принято считать дату принятия решения о такой проверке, а её завершением является день, когда подписан соответствующий акт.

 

По какому принципу выбираются предприятия для выездной проверки?

 

В большинстве случаев, фонды соцстрахования и органы Пенсионного фонда планируют выездные проверки к плательщикам страховых взносов, которые:

допустили расхождение данных в отчётах по страх. взносам;

показали расходы, которые финансируются из бюджета фондов (например, были оплачены больничные листы, соц. пособия и другие выплаты по страховым случаям);

нарушили сроки сдачи отчетности (РСВ-1);

в ФОТ имеют необлагаемые страх. взносами выплаты;

применяют льготные тарифы для расчёта страховых платежей;

в случае проведения проверки и выявления нарушений, не предоставили никакого объяснения в свою защиту;

имеют непогашенную недоимку по уплате страх. взносов, срок неуплаты которой превысил 2 года;

входят в число крупнейших плательщиков страховых взносов;

сократили выплаты наёмным работникам, в то время как их численность не уменьшилась;

неоднократно подавали скорректированные отчёты в ПФ за один и тот же расчётный период;

по информации, переданной в фонды налоговиками, могут выплачивать персоналу «серую» зарплату, чтобы уклониться от уплаты общеобязательных платежей.[

Расписание плановых объединённых проверок в обязательном порядке должно быть опубликовано на официальном сайте ФСС, чтобы любой субъект хозяйствования имел возможность ознакомиться с ним. Кроме того, такая информация показывается и в личной карточке предприятия (ИП).

 

Примерный список документации, подлежащей проверке

 

Узнав о предстоящей выездной проверке, в первую очередь, бухгалтерию интересует, как же документы потребуют для ознакомления сотрудники фондов соцстраха и Пенсионного фонда? К ним относится вся документация, касающаяся ведения хозяйственной деятельности предприятия, а также учета начислений по расчетам с наёмными работниками.

Так, проверяющие могут потребовать:

уставные документы, лицензии, если таковые имеются;

бухгалтерскую первичку по зарплате и выплаченным пособиям;

КУДиР (для субъектов хозяйствования, работающих на «упрощёнке»);

учётную политику предприятия и документы кадрового делопроизводства (приказы, штатное расписание);

поданные отчёты в ФСС и ПФ РФ

документы, подтверждающие учёт денег (наличных и безналичных)

больничные листы, приказы о выплате матпомощи и так далее.

Проверяющие имеют полное право сделать ксерокопию любого документа и попросить заверить его главу проверяемого предприятия.

 

Административные санкции, применяющиеся по результатам проверок

 

Наиболее распространёнными ошибками, которые допускают в своей работе предприятия (ИП), являются:

отсутствие локальных актов (учётной политики предприятия, положения об оплате труда и других);

неправильно ведётся кадровое делопроизводство (не заполняются личные карты или трудовые книги наёмных работников, а также некорректно заполняется командировочная документация);

неправильно оформляются листы временной нетрудоспособности;

нарушена кассовая дисциплина.

По факту окончания совместной проверки должен быть составлен соответствующий акт, в котором будут отображены все выявленные нарушения или указание на их отсутствие.

Если же проверяющими будут найдены нарушения, руководящее лицо субъекта хозяйствования в обязательном порядке должно быть привлечено к административной ответственности.

В основном, это административные штрафы:

1. В случае нарушений в сдаче отчетности РСВ-1, штраф составит 5% от суммы страховых взносов, которую предприятие должно было уплатить в фонды. При этом, сумма штрафа не может быть меньше 1 000 руб., но и не должна превышать 30% суммы страховых взносов, уплаченных предприятием за предыдущие три месяца.
2. Если предприятие не уплачивало страховые взносы или же произвело расчёт не в полном объёме, ему выставляется недоимка 20% от суммы. Кроме того, если проверяющие установят, что такие действия были умышленными, недоимка может возрасти до 40% от суммы неуплаченных страх. платежей.
3. Если какой-либо из затребованных инспекторами документов не будет им выдан для ознакомления, такие действия наказываются штрафом в размере 200 рублей за один документ.

В любом случае, чтобы уберечь себя от штрафов, необходимо до начала выездной проверки произвести сверку всех платежей с фондами, уплатить задолженность (если таковая имеется), а также упорядочить всю кадровую документацию на предприятии.

Важно помнить, что с 01.01.2017 года Закон РФ №212-ФЗ утратит юридическую силу. Все вопросы, касающиеся страховых взносов, в том числе, в Фонд медстрахования и в Пенсионный фонд, будут регулироваться главой 34 Налогового кодекса РФ.

 

 

С более подробной информацией по аудиту предприятий государственными органами можно ознакомиться на сайте интернет-бухгалтерии «Энтерфин». Мы систематически освещаем все актуальные изменения в законодательстве, чтобы наши клиенты шагали в ногу со временем и не допускали ошибок в процессе ведения хозяйственной деятельности.