21.12.2021

Экономия на налогах.

Полностью законных способов сэкономить на налогах не существует. Теперь их применение всегда связано с рисками и потенциальными проблемами. В том числе когда речь идет об оптимизации налогов с помощью искусственного дробления бизнеса. Тем не менее компании все равно пытаются снизить платежи в бюджет.

 

Договоры подряда

Способ используют для снижения базы по налогу на прибыль и вывода денег из основной компании.

Компания  работала на общей системе налогообложения и выводила часть функций на аутсорсинг другой компании, которая применяет спецрежим. Делали это с помощью договора подряда. Расходы на аутсорсинг в итоге снизили налог на прибыль.

Законно избавим от всех проблем с налоговой. Грамотно и профессионально.
Узнать больше
Enterfin.ru

 

У группы фирм были:

  • собственный штат сотрудников;
  • отличные от основной компании сферы деятельности;
  • разные юридические и фактические адреса, номера телефонов, IP-адреса, сайты;
  • наличие имущества и активов (хотя бы небольшого количества);
  • отдельные расчетные счета в разных банках;
  • самостоятельная оплата электроэнергии, аренды, телефонии, интернета, зарплаты персонала;
  • каждая компания сама себя обеспечивала нужными товарно-материальными ценностями;
  • компании не были подконтрольны и самостоятельно принимали финансовые и управленческие решения.

Даже соблюдения всех этих условий оказалось недостаточно. Суд, в который обратилась налоговая, не увидел четкой предпринимательской цели, кроме снижения налогов.

Суд потребовал от организации представить расчеты, которые подтверждали бы снижение издержек на производство или увеличение выручки, обусловленное привлечением персонала аутсорсера. Убедительных доказательств компания представить не смогла. Суд посчитал затраты экономически неоправданными.

Способ с договорами подряда может сработать, когда бизнес достаточно устойчивый, прибыль не нужна для реинвестирования в основную компанию, а собственник забирает деньги себе в карман.

Когда не работает. Если бизнес-модель подразумевает, что часть прибыли направляется на пополнение оборотных средств (товарные запасы, дебиторка, капитальные вложения). Тогда не поможет даже соблюдение всех критериев безопасного дробления. У бизнеса будут финансовые разрывы, и он станет неустойчив к налоговым рискам.

Устраняют разрывы, как правило, двумя основными способами. Первый: аутсорсинговой компании по факту не платят, а только начисляют затраты, чтобы уменьшать прибыль. Второй: платят, но под различными надуманными предлогами возвращают деньги назад.

 

Крупная дебиторка.

Решением может быть изменение структуры бизнеса и создание независимого финансового центра для основной компании, который займется финансированием длительных отношений с клиентами.

Договор подряда заключают, например, при использовании управляющей компании или бухгалтерского аутсорсинга. Кто‑то считает, что так можно пояснить единообразие в группе компаний, и рекомендует применять при структурировании. Фактически же налоговики считают это аргументом в пользу незаконного дробления бизнеса.

Чтобы снизить эти риски, не нужно формировать в таких аутсорсинговых компаниях центр прибыли. Это явно обслуживающие фирмы. Неестественно, когда операционная компания работает в ноль, а бухгалтерская контора на аутсорсинге забирает всю прибыль.

 

«Рукава продаж»

Такой способ предприниматели обычно используют, чтобы снизить НДС и оптимизировать налог на прибыль за счет разделения продаж по сегментам клиентов.

У дистрибьютора  есть группа клиентов без НДС или тех, кому не нужны вычеты.  Компания создает несколько юридических лиц и продает клиентам без НДС товары от имени торгового дома на спецрежиме — упрощенной системе или едином налоге на вмененный доход. Товар от головной закупающей компании на ОСНО продают спецрежимнику с минимальной наценкой.

За счет этого основная доля прибыли формируется у компании на спецрежиме, НДС снижается, оптимизируется налог на прибыль.

Клиентам на ОСНО невыгодно покупать у компании на спецрежиме. Поэтому для них продажи идут через ростовскую фирму на ОСНО. Так возникает несколько «рукавов продаж».

Когда не работает. Когда нет клиентов, которым не нужны вычеты. Клиенты на ОСНО потребуют скидку от цены товара в размере НДС. Чтобы не создавать два прайса, продавать им будет компания на ОСНО по той же цене, но с выделением НДС.

Способ требует искусственного разделения бизнеса. Многое зависит от того, как построен процесс продаж.

Главный риск в том, что трудно объяснить разницу продажных цен для сторонних клиентов и «своего» упрощенца.

Налоговая ищет технические признаки незаконного дробления: взаимозависимость, отсутствие ресурсов, предпринимательских расходов. Главная проблема, которую не решают руководители: чтобы экономить на налогах, приходится выводить прибыль в компанию на спецрежиме. Однако деньги нужны в обороте операционной компании. В итоге деньги возвращают займами и способ становится очевидным.

 

Хранитель активов

Главная цель — обособить и защитить активы от рисков (налоговые взыскания, рейдерские атаки, семейные и корпоративные конфликты собственников бизнеса). Потому что компания хранитель активов не отвечает по долгам своего учредителя. Помимо этого, можно сэкономить на налогах, если хранитель активов использует льготную систему налогообложения.

Торговая сеть работала на ОСНО и создала еще одно юридическое лицо на упрощенке. Она перевела всю свою недвижимость, транспортные средства, оборудование и другое имущество в этот отдельный субъект на УСН. Его называют хранителем активов. Затем казанская компания на ОСНО взяла это имущество в аренду у хранителя активов и стала использовать в повседневной деятельности. Сумма аренды уменьшала налог на прибыль по ставке 20 процентов, но при этом облагалась у хранителя активов по ставке 6 процентов.

У способа много вариаций. В зависимости от конечной цели хранителем активов может быть как юридическое, так и физическое лицо на любой форме налогообложения. Хранитель активов может находиться в России или за рубежом, а имущество передаваться по договору обратной аренды или возвратного лизинга.

Как только казанская компания на ОСНО разом перевела свои активы на упрощенца, а потом взяла имущество в аренду — это сразу привлекло внимание налоговиков. В особенности потому, что организация арендовала недвижимость. Сделки с ней требуют государственной регистрации и четко видны контролирующим органам.

Тут очевидна налоговая выгода, и сложно обосновать деловую цель. Необходимость защиты от рейдеров или кредиторов не интересует налоговую, поэтому довод не сработает. Опаснее всего, если прибыльная компания после появления хранителя активов стала показывать в отчетности минимальную прибыль или убыток.

Хранитель активов может быть и на ОСНО, за счет чего получится перераспределить нагрузку НДС внутри группы компаний. В таком случае прямой налоговой выгоды уже нет, а значит, и риск претензий со стороны ФНС становится минимальным.

 

Агентский договор

Способ используют, чтобы сэкономить на налоге на прибыль, сохранить лимиты на применение спецрежима.

Компания заключила агентский договор с компанией, которая реализовывала продукцию и работала на спецрежиме.

Опытные бухгалтеры боятся применять агентский договор уже потому, что он «агентский». Считают, что способ старый и высокорискованный. Но те же бухгалтеры нередко продолжают ставить к вычету счета-фактуры с мошенническим «бумажным» НДС.

 

Основные претензии инспекторов к налогоплательщику :

  • контрагенты несамодостаточны (не могут работать без основной компании);
  • договор заключен только для того, чтобы сэкономить на налогах (другой цели у сделки нет).

Если эти претензии можно оспорить, то взаимозависимость или единое управление уже не будут вескими аргументами со стороны налоговиков.

Еще один риск — банковский финмониторинг. Если агент работает от своего имени и прогоняет выручку принципала через свой расчетный счет, его могут признать транзитной фирмой.

Это связано с тем, что размер налогов считают от выручки агента, а банковский критерий относит налоговую нагрузку к выручке принципала. В этом случае банк расторгнет договор расчетно-кассового обслуживания в одностороннем порядке и сообщит об этом в Росфинмониторинг. Открыть новый счет в другом банке будет уже затруднительно.

Из судебной практики видно, что большинство споров связаны со случаями, когда бизнесмены даже не пытались скрыть прямые попытки сэкономить на налогах.

В судебной практике нет примеров разумного использования агентского договора, потому что такие случаи вопросов не вызывают. Можно сделать вывод, что работа с агентскими договорами будет безопасной, если придерживаться трех правил.

 

10% судебных дел по искусственному дроблению бизнеса за 2019–2021 года связаны с агентским договором:

  1. Следить, чтобы не зависли задолженности, не оформлять необязательных авансов, не использовать необычные формы расчета.
  2. Бухгалтерия должна тщательно оформлять первичку и последующие документы: отчеты агента, перевыставление счетов-фактур.
  3. Иметь обоснование экономической целесообразности своих действий. То есть реальную деловую цель заключения договора с агентом. Агент сам может это доказать, если напрямую занимается коммерческой деятельностью: сам договаривается с поставщиком, ведет базы данных. Он вполне может иметь ограниченную зону работы, например только с небольшими по обороту предпринимателями.
Доверьте бухгалтерию профессионалам. Качество и оперативность гарантируем!
Узнать больше
Enterfin.ru

Если агент получает завышенную или заниженную плату, то это тоже нужно обосновать. Агент получает минимальное вознаграждение, потому что имеет встречную выгоду в аккумулировании дополнительных объемов поставки по более низкой цене. Максимальное вознаграждение — за то, что обеспечивает стабильную реализацию дополнительных объемов продукции.