Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Должен ли налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки уточненной декларации по НДС, когда в первичной декларации налогоплательщиком одновременно указаны сумма к возмещению и сумма к доплате от реализации товаров, проверять налоговую базу, касающуюся именно реализации товаров, или может согласиться с суммой, указанной налогоплательщиком самостоятельно?
20.10.2020

Должен ли налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки уточненной декларации по НДС, когда в первичной декларации налогоплательщиком одновременно указаны сумма к возмещению и сумма к доплате от реализации товаров, проверять налоговую базу, касающуюся именно реализации товаров, или может согласиться с суммой, указанной налогоплательщиком самостоятельно?

Вопрос: Должен ли налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки уточненной декларации по НДС, когда в первичной декларации налогоплательщиком одновременно указаны сумма к возмещению и сумма к доплате от реализации товаров, проверять налоговую базу, касающуюся именно реализации товаров, или может согласиться с суммой, указанной налогоплательщиком самостоятельно?
 
Ответ: В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации камеральная проверка проводится в общем порядке. При этом те документы (сведения), которые были представлены налогоплательщиком в рамках камеральной проверки первичной декларации, налоговый орган повторно истребовать не вправе.
 
Обоснование: Согласно п. 1 ст. 88 Налогового кодекса РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
То есть независимо от того, заявлена ли сумма налога в налоговой декларации к уплате (доплате) или возмещению, налоговый орган не только вправе, но и обязан провести камеральную проверку представленной налогоплательщиком декларации и осуществить необходимые действия в рамках предоставленных ему правомочий (пп. 1, 2, 4 п. 1 ст. 31, пп. 2 п. 1 ст. 32, п. 1 ст. 82, ст. 88 НК РФ, п. 2.2 Определения Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 N 267-О).
Особенности проведения камеральной проверки установлены, в частности, при заявлении НДС к возмещению согласно п. 8 ст. 88 НК РФ, которая проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с НК РФ. В этом случае налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.
Следовательно, руководствуясь нормой п. 8 ст. 88 и ст. 93 НК РФ, запросить дополнительные документы, помимо тех, которые налогоплательщик обязан представить вместе с налоговой декларацией по НДС, налоговый орган может лишь в отношении налоговых вычетов.
В то же время, если налоговым органом при проведении камеральной проверки выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ).
В такой ситуации из взаимосвязанного толкования положений п. п. 3 — 5 ст. 88 НК РФ, допускающих установление факта совершения налогового правонарушения на основании оценки налоговым органом представляемых налогоплательщиком пояснений и документов, следует обязанность налогоплательщика представить и, как следствие, право налогового органа истребовать у налогоплательщика первичные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.03.2012 N 14951/11).
Иными словами, в рамках камеральной проверки налоговой декларации при наличии указанных обстоятельств (выявлении ошибок, противоречий) налоговый орган вправе запросить у налогоплательщика необходимые документы, включая документы, подтверждающие правильность исчисления налоговой базы по НДС в отношении операций по реализации товаров.
Так, например, в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2013 N 15АП-3619/2013 судом признаны ошибочными доводы налогоплательщика о том, что в ходе камеральной проверки налоговой декларации по НДС налоговый орган не вправе был проверять обоснованность исчисления обществом НДС с реализации, поскольку ст. 88 НК РФ таких ограничений не содержит.
Вместе с тем необходимо учитывать, что, согласно положениям п. 9.1 ст. 88 НК РФ, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, должны быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
Таким образом, в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации камеральная проверка проводится в общем порядке. При этом те документы (сведения), которые были представлены налогоплательщиком в рамках камеральной проверки первичной декларации, налоговый орган повторно истребовать не вправе (п. 9.1 ст. 88, п. 5 ст. 93 НК РФ).
 
О.Ю.Поздеев
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
24.07.2013