Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Банк России при проверке в отношении возможного неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком акций вынес предписание организации, предоставляющей услуги электронной почты, о представлении сведений об адресах электронной почты, с которыми с указанного в предписании адреса осуществлялась переписка. Правомерно ли привлечение к административной ответственности за непредставление сведений?
25.10.2020

Банк России при проверке в отношении возможного неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком акций вынес предписание организации, предоставляющей услуги электронной почты, о представлении сведений об адресах электронной почты, с которыми с указанного в предписании адреса осуществлялась переписка. Правомерно ли привлечение к административной ответственности за непредставление сведений?

Вопрос: Банк России при проведении проверки в отношении возможного неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком акций вынес предписание в адрес организации, предоставляющей услуги электронной почты. Согласно предписанию организации следовало представить в том числе сведения об адресах электронной почты, с которыми с указанного в предписании электронного адреса осуществлялась переписка за определенный период. Организация данные сведения не представила и была привлечена к административной ответственности по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ. Организация считает, что указанная информация может быть предоставлена только на основании судебного решения, в противном случае нарушается законодательство о тайне связи. Правомерны ли в данном случае действия Банка России?
 
Ответ: Считаем, что Банк России при проведении проверки в отношении возможного неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком акций вправе запросить информацию об адресах электронной почты, с которыми с указанного в предписании адреса электронной почты осуществлялась переписка, так как запрашиваемая информация касается не содержания самих сообщений, а лишь сведений об адресах электронной почты. При непредставлении указанных сведений организация может быть привлечена к административной ответственности по ч. 9 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
 
Обоснование: В соответствии с ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Часть 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 224-ФЗ) гласит, что органы и организации, указанные в п. 9 ст. 4 Закона N 224-ФЗ, юридические лица, их должностные лица и работники, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны по мотивированному (обоснованному) письменному требованию (запросу) Банка России представлять в срок, указанный в данном требовании (запросе), документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме, в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну (за исключением государственной и налоговой тайны), которые необходимы для предотвращения, выявления и пресечения фактов неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком. Установленный в требовании (запросе) Банка России срок должен обеспечивать возможность подготовки указанными органами, организациями, юридическими и физическими лицами документов, объяснений, информации.
В указанном случае Банк России предписанием обязал организацию представить справку, содержащую сведения об адресах электронной почты, по которым с указанного в предписании адреса электронной почты осуществлялась переписка.
Статья 23 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Так, в представленной ситуации организация указывает, что запрашиваемые административным органом сведения могут быть представлены только на основании соответствующего судебного решения.
Согласно п. 1 ст. 63 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» на территории Российской Федерации гарантируется тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи. Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Обращаем ваше внимание на тот факт, что Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам переданы Банку России. Указом Президента РФ от 25.07.2013 N 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» Федеральная служба по финансовым рынкам упразднена.
ФАС Московского округа в Постановлении от 15.01.2014 N Ф05-16359/2013 по делу N А40-56844/13-149-539 в отношении аналогичной правовой ситуации указывает, что установленный положениями ст. 23 Конституции РФ и ст. 63 Федерального закона N 126-ФЗ режим тайны связи касается переписки и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, то есть информации, содержащейся во входящих и исходящих электронных сообщениях граждан. В рассматриваемом случае были истребованы лишь сведения об адресах электронной почты (электронных почтовых ящиков), с которыми пользователем осуществлялась переписка за определенный период, а не информация, содержащаяся в самих сообщениях. В связи с чем апелляционный суд пришел к выводу о правомерном привлечении организации к административной ответственности по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение требований предписания ФСФР России. Утверждения общества о том, что действующим законодательством гарантируется как тайна самого сообщения, так и тайна переписки как процесса обмена сообщениями, отклоняются, поскольку свидетельствуют о неверном толковании законодательства. Федеральный закон N 126-ФЗ не содержит положений, устанавливающих запрет для оператора связи сообщать уполномоченному федеральному органу, действующему в рамках специального закона (в частности, Закона N 224-ФЗ), сведения об адресах электронной почты, с которыми пользователем осуществлялась переписка.
Таким образом, учитывая изложенное, считаем, что в представленном случае являются правомерными действия Банка России, выразившиеся в привлечении организации к административной ответственности за непредставление информации, указанной в предписании.
 
А.А.Филонов
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
11.04.2014