Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Российская организация приобретает товар, находящийся на территории КНР. После этого российская организация (заказчик) заключает договор с организацией - резидентом КНР (исполнителем), в соответствии с которым исполнитель обязуется оказывать услуги по комплектации наборов товара, хранению данных наборов на территории КНР и контролю за отгрузкой наборов организации-перевозчику с целью их транспортировки на территорию РФ. Должна ли российская организация выступать в качестве налогового агента по НДС?
19.10.2020

Российская организация приобретает товар, находящийся на территории КНР. После этого российская организация (заказчик) заключает договор с организацией — резидентом КНР (исполнителем), в соответствии с которым исполнитель обязуется оказывать услуги по комплектации наборов товара, хранению данных наборов на территории КНР и контролю за отгрузкой наборов организации-перевозчику с целью их транспортировки на территорию РФ. Должна ли российская организация выступать в качестве налогового агента по НДС?

Вопрос: Российская организация приобретает товар, находящийся на территории КНР. После этого российская организация (заказчик) заключает договор с организацией — резидентом КНР (исполнителем), в соответствии с которым исполнитель обязуется оказывать услуги по комплектации наборов товара, хранению данных наборов на территории КНР и контролю за отгрузкой наборов организации-перевозчику с целью их транспортировки на территорию РФ. Должна ли российская организация выступать в качестве налогового агента по НДС?
 
Ответ: Российская организация не должна выступать в качестве налогового агента по НДС по услугам хранения, сборки и контроля за отгрузкой товаров, оказанным организацией — резидентом КНР на территории КНР.
 
Обоснование: Налогоплательщик обязан выступать в качестве налогового агента по НДС только в том случае, если услуги признаются оказанными на территории РФ (п. 1 ст. 161 Налогового кодекса РФ). Порядок определения места оказания услуг для целей НДС регламентирован ст. 148 НК РФ.
Услуги, непосредственно связанные с движимым имуществом, в частности сборка, признаются оказанными на территории РФ, только если движимое имущество находится на территории РФ (пп. 2 п. 1 ст. 148 НК РФ). Следовательно, услуги по комплектации наборов товара, который не находится на территории РФ, не признаются оказанными в РФ и объект налогообложения по НДС не возникает.
Услуги по хранению товара также можно расценивать как услуги, непосредственно связанные с движимым имуществом. Так, в Письме Минфина России от 04.02.2010 N 03-07-08/30 отмечается, что в силу пп. 2 п. 1.1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг по хранению движимого имущества, находящегося за пределами территории РФ, территория РФ не признается.
Услуги по контролю за отгрузкой допустимо рассматривать как услуги, непосредственно связанные с перевозкой товара. Такие услуги, оказываемые иностранной организацией, считаются оказанными на территории РФ, если пункты отправления и назначения находятся на территории РФ (пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ). Поскольку в рассматриваемой ситуации пункт отправления находится за пределами РФ, услуги не признаются оказанными на территории РФ и объекта налогообложения по НДС не возникает.
 
С.А.Почкина
ООО «ИК Ю-Софт»
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
20.07.2013