Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Каким документом подтверждается допуск организации к проведению специальной оценки условий труда? Как для целей налога на прибыль учитываются расходы на ее проведение?
25.10.2020

Каким документом подтверждается допуск организации к проведению специальной оценки условий труда? Как для целей налога на прибыль учитываются расходы на ее проведение?

Вопрос: В организации принято решение о проведении специальной оценки рабочих мест и для этой цели планируется заключить договор со специализированной организацией. Каким документом подтверждается допуск специализированной организации к деятельности по проведению специальной оценки условий труда? В каком порядке для целей исчисления налога на прибыль возможно учесть расходы на проведение оценки?
 
Ответ: Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, размещен на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ. Расходы работодателя на проведение специальной оценки условий труда учитываются для целей налогообложения прибыли на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ.
 
Обоснование: В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившего в силу с 01.01.2014 (далее — Закон N 426-ФЗ), обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится работодателем совместно с организацией или организациями, которые должны соответствовать требованиям ст. 19 Закона N 426-ФЗ и которые привлекаются работодателем на основании гражданско-правового договора.
В соответствии с требованиями ст. 19 Закона N 426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:
— указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;
— наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей — врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
— наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом Российской Федерации по аккредитации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных п. п. 1 — 11 и 15 — 23 ч. 3 ст. 13 Закона N 426-ФЗ.
Одновременно при выборе такой организации учитываются ограничения, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 22 Закона N 426-ФЗ.
Статьей 21 Закона N 426-ФЗ предусмотрено, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, осуществляются формирование и ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда (далее — реестр организаций), и реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда (далее — реестр экспертов). Таким федеральным органом является Министерство труда и социальной защиты РФ (основание: Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610).
Согласно ч. 6 ст. 21 Закона N 426-ФЗ сведения, указанные в ч. 4 и 5 настоящей статьи, подлежат размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и должны быть доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Реестр организаций размещен на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ: www.rosmintrud.ru (раздел «Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда»).
Реестр экспертов организаций также будет размещен на сайте Минтруда России (п. 6 Приложения N 4 к Приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 32н).
Таким образом, узнать о том, вправе ли организация проводить специальную оценку условий труда, можно исходя из официальной информации, размещенной на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ.
В соответствии с требованиями ст. ст. 10, 12, 15 Закона N 426-ФЗ такая организация проводит идентификацию вредных и (или) опасных факторов на рабочих местах, последующие исследования и замеры таких факторов, а также составляет отчет о результатах оценки.
Что касается порядка учета расходов работодателя на проведение специальной оценки условий труда для целей налогообложения прибыли, то сообщаем следующее.
На основании ст. 252 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
При этом согласно требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Таким образом, с учетом мнения ФНС России, высказанного в Письме от 06.09.2011 N ЕД-4-3/14453@, в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, могут быть включены расходы на проведение специальной оценки условий труда, в случае если эти расходы соответствуют требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.
 
Е.Н.Соколова
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
16.05.2014