Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Организация, в отношении которой судом введена процедура наблюдения, привлечена к ответственности за неуплату НДФЛ, удержанного и не перечисленного в бюджет, в качестве налогового агента. В какой очередности требование об уплате НДФЛ подлежит удовлетворению?
25.10.2020

Организация, в отношении которой судом введена процедура наблюдения, привлечена к ответственности за неуплату НДФЛ, удержанного и не перечисленного в бюджет, в качестве налогового агента. В какой очередности требование об уплате НДФЛ подлежит удовлетворению?

Вопрос: В ходе проведения выездной налоговой проверки организация, в отношении которой арбитражным судом вынесено определение о введении процедуры наблюдения в рамках дела о банкротстве, привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения в связи с неуплатой НДФЛ, удержанного и не перечисленного в бюджет, в качестве налогового агента. Налоговый орган в адрес указанной организации выставил требование об уплате НДФЛ.
В какой очередности данное требование подлежит удовлетворению?
 
Ответ: Требование налогового органа об уплате НДФЛ, удержанного и не перечисленного в бюджет организацией (налоговым агентом), в отношении которой арбитражным судом вынесено определение о введении процедуры наблюдения в рамках дела о банкротстве, независимо от даты его выставления в реестр требований кредиторов не включается. Данное требование подлежит удовлетворению в установленном налоговым законодательством порядке в очередности, предусмотренной п. 2 ст. 855 Гражданского кодекса РФ, а именно в третью очередь.
 
Обоснование: Согласно п. 1 ст. 27 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон N 127-ФЗ) при рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяется, в частности, процедура наблюдения.
В целях Закона N 127-ФЗ под наблюдением понимается процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (абз. 13 ст. 2 Закона N 127-ФЗ).
С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают последствия, предусмотренные п. 1 ст. 63 Закона N 127-ФЗ. Одним из них является возможность предъявления требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей к должнику только с соблюдением установленного Законом N 127-ФЗ порядка. Исключением являются текущие платежи.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона N 127-ФЗ денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, признаются текущими платежами.
Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве. Удовлетворение требований кредиторов по текущим платежам в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, производится в порядке, установленном Законом N 127-ФЗ (п. п. 2 и 3 указанной статьи).
Пунктом 1 ст. 134 Закона N 127-ФЗ определено, что вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.
Требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в очередности, установленной п. 2 указанной статьи.
Пунктом 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» разъяснено, что при разрешении споров, вытекающих из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, судам необходимо иметь в виду следующее. Требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование. Данное требование не подпадает под определяемое положениями ст. ст. 2 и 4 Закона N 127-ФЗ понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей. Данное требование, независимо от момента его возникновения, в реестр требований кредиторов не включается и удовлетворяется в установленном налоговым законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне дела о банкротстве.
Пунктом 2 ст. 855 ГК РФ установлено, что при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в очередности, установленной данным пунктом. Так, списание денежных средств по поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы РФ осуществляется в третью очередь.
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов (абз. 7 указанного пункта).
Таким образом, требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанности по перечислению в бюджет удержанного налога, имеет особую правовую природу. Данное требование не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей, поскольку налоговым агентом исполняется не собственная налоговая обязанность, а обязательства иного лица за счет средств, причитающихся этому лицу.
Требование налогового органа об уплате НДФЛ, удержанного и не перечисленного в бюджет организацией (налоговым агентом), в отношении которой арбитражным судом вынесено определение о введении процедуры наблюдения в рамках дела о банкротстве, независимо от момента его возникновения в реестр требований кредиторов не включается.
Данное требование подлежит удовлетворению в установленном налоговым законодательством порядке в очередности, установленной п. 2 ст. 855 ГК РФ, а именно в третью очередь.
 
Т.И.Сивошенкова
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
16.05.2014