Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Как учитывать расходы организации в целях исчисления налога на прибыль на приобретение у автора рекламного ролика (невозможно определить срок полезного использования), исключительные права на который принадлежат налогоплательщику, в случае если рекламный ролик признается нематериальным активом?
20.10.2020

Как учитывать расходы организации в целях исчисления налога на прибыль на приобретение у автора рекламного ролика (невозможно определить срок полезного использования), исключительные права на который принадлежат налогоплательщику, в случае если рекламный ролик признается нематериальным активом?

Вопрос: Как учитывать расходы организации в целях исчисления налога на прибыль на приобретение у автора рекламного ролика (невозможно определить срок полезного использования), исключительные права на который принадлежат налогоплательщику, в случае если рекламный ролик признается нематериальным активом?
 
Ответ: Затраты организации в целях налога на прибыль на приобретение рекламного ролика, исключительное право на который принадлежит организации и который признается нематериальным активом, но по которому невозможно определить конкретный срок полезного использования, учитываются в целях исчисления налога на прибыль в виде амортизационных отчислений.
А норма амортизации для данного НМА устанавливается исходя из срока полезного использования, равного 10 годам.
 
Обоснование: Согласно п. 1 ст. 1263 Гражданского кодекса РФ аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.
Организация-заказчик заключила договор с автором на создание рекламного ролика.
Договоры на создание аудиовизуальных произведений квалифицируются в качестве договоров авторского заказа (Постановление ФАС Московского округа от 08.11.2010 N КГ-А40/11063-10 по делу N А40-17167/10-15-115).
По договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме. Материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование (п. 1 ст. 1288 ГК РФ). Договор авторского заказа может предусматривать отчуждение заказчику исключительного права на произведение. В этом случае к договору авторского заказа применяются положения ГК РФ о договоре об отчуждении исключительного права (п. п. 2, 3 ст. 1288 ГК РФ).
Таким образом, заказчик становится законным правообладателем исключительного права на аудиовизуальное произведение (рекламный ролик), которое вправе использовать любым не противоречащим закону способом (п. 1 ст. 1229, п. п. 1, 2 ст. 1270 ГК РФ). В частности, он вправе размещать произведение для всеобщего сведения по телевидению (в том числе путем ретрансляции) и через телекоммуникационную сеть Интернет (пп. 7, 8, 11 п. 2 ст. 1270 ГК РФ).
Условия для признания объекта нематериальным активом указаны в п. 3 Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утвержденного Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н, в числе которых указывается, что объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев.
Если рекламный ролик отвечает требованиям, указанным в п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ, то он признается амортизируемым имуществом. Так, в Письме от 26.03.2012 N 03-03-06/1/157 Минфин России указал, что в налоговом учете рекламный видеоролик, исключительные права на который принадлежат налогоплательщику, со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб. является амортизируемым имуществом.
При этом на основании ст. 258 НК РФ сроком полезного использования ролика признается период, в течение которого объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями ст. 258 НК РФ и с учетом Классификации основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
В налоговом учете, поскольку данный вид НМА не перечислен в пп. 1, 2, 3, 5, 6 п. 3 ст. 257 НК РФ и по нему невозможно определить срок полезного использования (так как этот срок не определен конкретным договором), норма амортизации для данного НМА устанавливается исходя из срока полезного использования, равного 10 годам (абз. 1, 2 п. 2 ст. 258 НК РФ).
К расходам на рекламу в таких ситуациях относятся амортизационные отчисления, начисленные в соответствии с действующим порядком, установленным НК РФ.
 
Е.С.Приходько
Консалтинговая группа «МИХАЙЛОВ И ПАРТНЕРЫ»
28.07.2013