Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Организация, применяющая УСН (доходы минус расходы), арендует магазин в торговом центре. Арендная плата состоит из постоянной и переменной части. При этом в состав переменной части арендной платы включен маркетинговый сбор. В соответствии с договором аренды за счет маркетингового сбора арендодатель осуществляет рекламно-маркетинговые мероприятия по продвижению торгового центра. Имеет ли право организация при формировании налоговой базы признать указанный расход в полном объеме?
20.10.2020

Организация, применяющая УСН (доходы минус расходы), арендует магазин в торговом центре. Арендная плата состоит из постоянной и переменной части. При этом в состав переменной части арендной платы включен маркетинговый сбор. В соответствии с договором аренды за счет маркетингового сбора арендодатель осуществляет рекламно-маркетинговые мероприятия по продвижению торгового центра. Имеет ли право организация при формировании налоговой базы признать указанный расход в полном объеме?

Вопрос: Организация, применяющая УСН (доходы минус расходы), арендует магазин в торговом центре. Арендная плата состоит из постоянной и переменной части. При этом в состав переменной части арендной платы включен маркетинговый сбор. В соответствии с договором аренды за счет маркетингового сбора арендодатель осуществляет рекламно-маркетинговые мероприятия по продвижению торгового центра. Имеет ли право организация при формировании налоговой базы признать указанный расход в полном объеме?
 
Ответ: Организация, применяющая УСН, имеет право включить в расходы постоянную и переменную часть арендной платы, в состав которой входит маркетинговый сбор, в полном объеме.
 
Обоснование: Арендные платежи за взятое в аренду имущество списываются в расходы на основании пп. 4 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ. При этом расходы признаются при условии их соответствия критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций соответствующими статьями гл. 25 НК РФ (абз. 1, 2 п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Расходами организации признаются затраты после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Изложенная позиция подтверждается Письмом Минфина России от 28.06.2011 N 03-11-06/2/99.
Правовые отношения сторон, возникающие из договора аренды, регулируются положениями гл. 34 «Аренда» Гражданского кодекса РФ.
Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с п. 2 ст. 614 ГК РФ арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде:
1) определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно;
2) установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов;
3) предоставления арендатором определенных услуг;
4) передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;
5) возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.
Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды.
Таким образом, разделение арендной платы на постоянную и переменную и включение в расчет переменной части расходов на рекламу торгового центра не противоречит ст. 614 ГК РФ. Переменная часть арендной платы в данном случае — одна из форм расчета стоимости аренды, которая может быть признана в составе расходов в полном объеме на основании пп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Также из Письма Минфина России от 03.09.2009 N 03-03-06/1/567 можно сделать вывод, что страховые и налоговые платежи арендодателя, возмещаемые в составе переменной части арендной платы, являются именно арендными платежами.
 
О.Е.Булдырева
Консалтинговая группа «МИХАЙЛОВ И ПАРТНЕРЫ»
29.07.2013