Вопрос: Орган местного самоуправления (заказчик) при размещении заказа (электронный аукцион на поставку товаров для муниципальных нужд) установил в документации требование об обеспечении заявок участников в размере 5 процентов от стоимости заказа. Правомерно ли это? Если нет, вправе ли участник обжаловать такое требование? Какие последствия может повлечь признание такой жалобы обоснованной (в частности, может ли руководитель заказчика, принимавший решение о таком требовании, быть привлечен к административной ответственности)?
Ответ: В случае если начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей, требование об обеспечении заявки в размере пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта правомерно. В случае же если начальная (максимальная) цена контракта менее указанной суммы, подобное требование неправомерно.
Если жалоба будет признана обоснованной, соответствующий орган ФАС России может выдать заказчику предписание об устранении нарушений, а также обратиться в суд с иском о признании осуществленной закупки недействительной. Руководитель органа местного самоуправления, принявший решение о включении в документацию об электронном аукционе требования об обеспечении заявки с превышением размера, установленного законодательством, может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в документации заказчиком должен быть указан размер обеспечения заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Согласно ч. 14 указанной статьи размер обеспечения заявки должен составлять от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта или, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает трех миллионов рублей, один процент начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, в случае если начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей, требование об обеспечении заявки в размере пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта правомерно. В случае же если начальная (максимальная) цена контракта менее указанной суммы, подобное требование неправомерно.
На основании ч. 1 ст. 105 Закона N 44-ФЗ любой участник закупки, в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном гл. 6 Закона N 44-ФЗ, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Порядок подачи и рассмотрения жалобы предусмотрены нормами ст. ст. 105, 106 Закона N 44-ФЗ.
Согласно ч. 8 ст. 106 Закона N 44-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок (ФАС России) принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости — о совершении действий, предусмотренных ч. 22 ст. 99 Закона N 44-ФЗ (составляет протоколы об административных правонарушениях, выдает предписания об устранении нарушений, обращается в суды с исками о признании осуществленных закупок недействительными).
Как следует из ч. 1 ст. 107 Закона N 44-ФЗ, лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут в том числе административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ установление требований к размеру обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере одного процента начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
На основании ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из примечания к указанной статье следует, что под должностным лицом в том числе следует понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления.
Таким образом, в случае признания жалобы обоснованной соответствующий орган ФАС России может выдать заказчику предписание об устранении нарушений, а также обратиться в суд с иском о признании осуществленной закупки недействительной.
Руководитель органа местного самоуправления, принявший решение о включении в документацию об электронном аукционе требования об обеспечении заявки с превышением размера, установленного законодательством, может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
П.С.Долгополов
Юридическая компания «Юново»
01.06.2014