Вопрос: Между организациями заключен договор купли-продажи товара. Покупатель при приемке товара обнаружил неустранимый недостаток товара, не оговоренный продавцом. Вправе ли организация-покупатель потребовать от продавца соразмерного уменьшения покупной цены?
Ответ: Организация-покупатель вправе в ситуации, когда заключен договор купли-продажи товара, а при приемке товара обнаружился неустранимый недостаток товара, не оговоренный продавцом, потребовать от продавца соразмерного уменьшения покупной цены.
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 469 Гражданского кодекса РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
Согласно п. 1 ст. 475 ГК РФ, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:
соразмерного уменьшения покупной цены;
безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
В силу п. 2 ст. 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени или выявляются неоднократно либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Пункт 3 ст. 475 ГК РФ предусматривает, что требования об устранении недостатков или о замене товара, указанные в п. п. 1 и 2 данной статьи, могут быть предъявлены покупателем, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства.
Как следует из изложенного, ГК РФ предусматривает права покупателя, в случае если продавец не исполнил свою обязанность по передаче товара надлежащего качества. При этом п. 2 ст. 475 ГК РФ предусматривает права покупателя на случай существенного нарушения требований к качеству товара.
Толкование приведенных положений следует осуществлять таким образом, что права, предусмотренные п. 2 ст. 475 ГК РФ, покупатель вправе реализовывать только в случае существенного нарушения требований к качеству товара. Права, предусмотренные п. 1 ст. 475 ГК РФ, покупатель вправе реализовывать в любом случае, когда имеются недостатки товара, не оговоренные продавцом. При этом случай существенного нарушения требований к качеству товара не обязывает покупателя реализовывать только те права, которые указаны в п. 2 ст. 475 ГК РФ, — покупателем могут заявляться требования, указанные и в п. 1 ст. 475 ГК РФ.
Правомерность таких выводов подтверждается судебной практикой.
Как отмечено в Постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2009 N А12-18088/2008, гражданское законодательство, предусматривая ст. 475 ГК РФ различные способы защиты прав покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества, право выбора реализуемого способа предоставляет именно покупателю.
В Апелляционном определении Самарского областного суда от 07.08.2012 N 33-7276/2012 указано, что под понятие недостатков в рамках п. 1 ст. 475 ГК РФ подпадают все недостатки товара: и другие недостатки — устранимые, исправляемые, и перечисленные в п. 2 данной статьи — существенные. Перечисление в п. 2 ст. 475 ГК РФ существенных недостатков предоставляет покупателю дополнительные, по сравнению с перечисленными в п. 1 последствиями, права по объему требований к недобросовестному продавцу, не лишая покупателя права требовать применения последствий, перечисленных и в п. 1, и в п. 2 ст. 475 ГК РФ. Именно покупателю предоставлено право выбора применения последствий покупки товара ненадлежащего качества, что предусмотрено нормами п. 3 ст. 475 ГК РФ.
Таким образом, организация-покупатель вправе в указанной ситуации потребовать от продавца соразмерного уменьшения покупной цены.
Ю.К.Борисов
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
19.06.2014