Вопрос: Организация (резидент РФ) заключила договор с казахским контрагентом на выполнение пусконаладочных работ на территории Казахстана, при этом деятельность российской организации не приводит к возникновению постоянного представительства на территории Республики Казахстан. Организацией (РФ) на момент выплаты дохода было представлено подтверждение о резидентстве на территории РФ, несмотря на это, при выплате дохода казахским контрагентом был удержан налог в качестве налогового агента, поскольку на представленном российской организацией подтверждении о резидентстве отсутствовал апостиль.
Правомерны ли действия казахской организации? Вправе ли российская организация зачесть удержанные суммы налога на территории Казахстана при уплате налога на прибыль на территории РФ?
Ответ: Требование казахского контрагента об обязательном представлении российской организацией сертификата о подтверждении резидентства РФ, заверенного Минфином России, неправомерно и противоречит нормам Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (заключена в г. Гааге 05.10.1961, вступила в силу для России 31.05.1992) (далее — Конвенция). В случае удержания налога у источника выплаты в Республике Казахстан не в соответствии с положениями Конвенции между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 18.10.1996 «Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал» (далее — Конвенция об устранении двойного налогообложения) данный налог при уплате налога на прибыль организаций в РФ не зачитывается. В такой ситуации российской организации следует обратиться в налоговый орган Республики Казахстан за возвратом налога, удержанного в данном государстве не в соответствии с положениями Конвенции об устранении двойного налогообложения.
Обоснование: Доходы от оказанных пусконаладочных работ, полученные российской организацией от источников за пределами РФ (в данном случае — в Республике Казахстан), уменьшенные на величину произведенных расходов, являются налоговой базой по налогу на прибыль (п. 1 ст. 274, п. 1 ч. 2 ст. 247, п. 1 ст. 249, п. 1 ст. 311 Налогового кодекса РФ).
При этом ст. 311 НК РФ установлено, что суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога на прибыль организаций в РФ. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами РФ, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в РФ.
В соответствии со ст. 7 НК РФ, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ, применяются правила и нормы международных договоров РФ.
В отношениях между Российской Федерацией и Республикой Казахстан действует Конвенция об устранении двойного налогообложения.
Статья 23 Конвенции об устранении двойного налогообложения предусматривает, что в России двойное налогообложение будет устраняться следующим образом: если резидент России получает доход или владеет капиталом в Казахстане, которые, в соответствии с положениями Конвенции об устранении двойного налогообложения, могут облагаться налогом в Казахстане, сумма налога на этот доход или капитал, уплачиваемая в Казахстане, может быть вычтена из налога, взимаемого с этого резидента в России. Такой вычет, однако, не будет превышать российский налог, исчисленный с такого дохода или капитала в России в соответствии с ее налоговыми законами и правилами.
При этом ст. 7 «Прибыль от предпринимательской деятельности» Конвенции об устранении двойного налогообложения установлено, что прибыль предприятия договаривающегося государства облагается налогом только в этом государстве, если только такое предприятие не осуществляет или не осуществляло предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве через расположенное там постоянное учреждение. Если предприятие осуществляет или осуществляло предпринимательскую деятельность, как сказано выше, то его прибыль может облагаться налогом в другом государстве, но только в той части, которая относится к такому постоянному учреждению или к другой предпринимательской деятельности, осуществляемой в этом другом государстве, которая по своему характеру совпадает с предпринимательской деятельностью, осуществляемой через такое постоянное учреждение.
Исходя из условий рассматриваемого вопроса организация — резидент РФ осуществляла на территории Казахстана пусконаладочные работы, которые не привели к образованию постоянного представительства на территории Казахстана. Следовательно, учитывая условие вопроса и вышеприведенные положения Конвенции об устранении двойного налогообложения, предпринимательская деятельность российской организации на территории Республики Казахстан не рассматривается как деятельность через постоянное учреждение и прибыль от такой деятельности налогообложению в Республике Казахстан не подлежит, а облагается только в Российской Федерации.
В случае удержания налога у источника выплаты в Республике Казахстан не в соответствии с положениями Конвенции об устранении двойного налогообложения данный налог при уплате налога на прибыль организаций в Российской Федерации не зачитывается.
В такой ситуации российской организации следует обратиться в налоговый орган Республики Казахстан за возвратом налога, удержанного в данном государстве не в соответствии с положениями Конвенции об устранении двойного налогообложения (Письмо Минфина России от 06.08.2013 N 03-03-06/1/31571).
При этом следует добавить, что требование казахского контрагента об обязательном представлении российской организацией подтверждения резидентства РФ, заверенного Минфином России (проставление апостиля), противоречит нормам Конвенции.
УФНС России по г. Москве в своих Письмах от 10.02.2012 N 16-15/011596@, от 11.08.2011 N 16-15/078990@ и от 21.12.2010 N 16-15/133937@ неоднократно разъясняло, что в рамках ст. 3 Конвенции и в соответствии со статьями «Взаимосогласительная процедура», «Обмен информацией» действующих международных договоров об избежании двойного налогообложения, заключенных РФ с иностранными государствами, руководствуясь сложившейся международной налоговой практикой, компетентный орган по смыслу договоров об избежании двойного налогообложения (в РФ — Минфин России), в том числе в лице его уполномоченного представителя (в РФ — ФНС России), на взаимной основе согласовал с компетентными органами (их уполномоченными представителями) ряда иностранных государств процедуру принятия официальных сертификатов, подтверждающих постоянное местопребывание (резидентство) без легализации или апостилирования. В перечень таких государств входит в том числе и Республика Казахстан. Поэтому проставление апостиля не может быть потребовано казахской стороной, поскольку договоренности между двумя или несколькими договаривающимися государствами освобождают документ от легализации.
Таким образом, требование казахского контрагента об обязательном представлении российской организацией сертификата о подтверждении резидентства РФ, заверенного Минфином России, неправомерно и противоречит нормам Конвенции. В случае удержания налога у источника выплаты в Республике Казахстан не в соответствии с положениями Конвенции об устранении двойного налогообложения данный налог при уплате налога на прибыль организаций в РФ не зачитывается. В такой ситуации российской организации следует обратиться в налоговый орган Республики Казахстан за возвратом налога, удержанного в данном государстве не в соответствии с положениями Конвенции об устранении двойного налогообложения.
Е.В.Пшеничная
ООО «ИК Ю-Софт»
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
23.06.2014