Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Организация оказывает услуги по составлению документов, представляемых в суд и в органы власти. При оказании услуг организация производит расчеты с клиентами, используя БСО. Правомерны ли действия организации по использованию БСО, а не ККМ?
23.10.2020

Организация оказывает услуги по составлению документов, представляемых в суд и в органы власти. При оказании услуг организация производит расчеты с клиентами, используя БСО. Правомерны ли действия организации по использованию БСО, а не ККМ?

Вопрос: Организация оказывает услуги по составлению документов, представляемых в суд и в органы власти. При оказании услуг организация производит расчеты с клиентами, используя БСО. Правомерны ли действия организации по использованию БСО, а не ККМ?
 
Ответ: При оказании услуг населению в области права организация вправе использовать БСО и не приобретать ККМ. БСО должны удовлетворять требованиям, установленным Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» (далее — Положение N 359). В случае оказания юридических услуг организациям за наличный расчет применение вместо ККМ БСО неправомерно.
 
Обоснование: Составление документов, которые представляются в суды и органы власти в силу положений Постановления Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД», подпадает под деятельность в области права.
Предполагается, что такие услуги могут оказываться как физическим, так и юридическим лицам.
Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон N 54-ФЗ) установлено, что контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Пунктом 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Минфин России в Письме от 08.10.2012 N 03-01-15/8-213 (направлено Письмом ФНС России от 24.10.2012 N АС-4-2/18034) разъяснил, что принадлежность вида деятельности к оказываемым населению услугам определяется Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163. При этом в законодательстве Российской Федерации отсутствует положение о том, что перечень поименованных в ОКУН услуг населению является исчерпывающим. Кроме того, в наименовании некоторых услуг в ОКУН присутствует слово «прочие», что исключает возможность рассмотрения содержащегося в нем перечня услуг в качестве исчерпывающего.
Таким образом, отсутствие в ОКУН деятельности в области права не препятствует использованию БСО.
При этом организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению, для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться реквизиты, установленные п. 3 Положения N 359.
Пункт 3 Положения N 359 устанавливает, что документ должен содержать следующие реквизиты:
а) наименование документа, шестизначный номер и серию;
б) наименование и организационно-правовую форму — для организации;
фамилию, имя, отчество — для индивидуального предпринимателя;
в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);
г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;
д) вид услуги;
е) стоимость услуги в денежном выражении;
ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
з) дату осуществления расчета и составления документа;
и) должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личную подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);
к) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).
Следовательно, действия организации правомерны, если выполняются следующие условия: оказываемые услуги могут быть классифицированы в соответствии с ОКУН в качестве услуг населению и БСО содержат реквизиты, указанные в п. 3 Положения N 359.
В случае оказания юридических услуг организациям за наличный расчет применение вместо ККТ БСО неправомерно.
 
В.Д.Пичужкин
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
27.06.2014