Вопрос: Российская организация планирует осуществлять поставку товаров на территорию Республики Беларусь с целью продажи их белорусским гражданам. Для этих целей товары, упакованные в посылки со штрихкодом «Безликие посылки», будут отгружаться в г. Минск в адрес белорусской почты, которая по заказу российской организации будет осуществлять оформление и отправку посылок адресатам.
Являются ли эти посылки международными почтовыми отправлениями для целей уплаты таможенных пошлин и налогов в соответствии с гл. 44 Таможенного кодекса Таможенного союза? Обязана ли российская организация представлять в таможенные органы статистическую форму учета перемещения товаров?
Ответ: Почтовые отправления (товары, упакованные в посылки со штрихкодом «Безликие посылки») от российской организации в Республику Беларусь, которые будут отгружаться в г. Минск в адрес белорусской почты, которая по заказу российской организации будет осуществлять оформление и отправку посылок адресатам, являются внутрисоюзными почтовыми отправлениями (далее — ВПО), перемещение которых не подпадает под гл. 44 Таможенного кодекса Таможенного союза. При вывозе ВПО на территорию Республики Беларусь российская организация не должна представлять в таможенные органы статистическую форму учета перемещения товаров.
Обоснование: В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ «О почтовой связи» обмен почтовых отправлений между организациями почтовой связи, находящимися под юрисдикцией разных государств, относится к международной почтовой связи.
Отношения в области международной почтовой связи могут регулироваться решениями международных почтовых организаций, участником которых является и Российская Федерация (ст. 4 Федерального закона N 176-ФЗ).
Согласно пп. 16 п. 1 ст. 4 ТК ТС под международными почтовыми отправлениями (МПО) понимаются почтовые отправления, принимаемые для пересылки за пределы территории Таможенного союза, поступающие на ее территорию из третьих стран или следующие транзитом через эту территорию и сопровождаемые документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза.
Правительства государств — членов Таможенного союза, основываясь на положениях гл. 44 ТК ТС, приняли Соглашение от 18.06.2010 «Об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях» (далее — Соглашение).
В соответствии со ст. 2 Соглашения внутрисоюзными почтовыми отправлениями являются почтовые отправления, пересылаемые из одного государства — члена Таможенного союза в другое государство — член Таможенного союза, в том числе через территорию государства, не входящего в Таможенный союз.
При этом внутрисоюзные почтовые отправления не подлежат таможенному контролю, не помещаются под таможенные процедуры, в отношении их не совершаются таможенные операции (ст. 8 Соглашения).
Таким образом, для таможенных целей объектом таможенных операций и таможенного контроля являются исключительно МПО, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза.
Особенности таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в МПО, совершаемых при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с этой территории, а также при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, определяются гл. 44 ТК ТС, а также Соглашением.
Пунктом 3 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.01.2011 N 40 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС», предусмотрено, что Правила не распространяются в том числе на товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях.
По нашему мнению, под международными почтовыми отправлениями в целях применения Постановления Правительства РФ N 40 понимаются внутрисоюзные почтовые отправления, так как указанным Постановлением определяется порядок ведения статистики в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации с территории государств — членов Таможенного союза или вывозимых с территории Российской Федерации на территорию государств — членов Таможенного союза.
Таким образом, при пересылке товаров во внутрисоюзных почтовых отправлениях российская организация не должна представлять в таможенные органы форму статистики учета перемещения товаров.
В.И.Суколенова
ЗАО «Сплайн-Центр»
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
30.06.2014