Вопрос: В субъекте РФ с 1 января 2014 г. региональным соглашением установлен минимальный размер оплаты труда для работников внебюджетной сферы на уровне 9470 руб. Также в данном регионе установлены районный коэффициент и процентная надбавка в размере 30 процентов и 50 процентов соответственно. Заработная плата работника, включая все надбавки и доплаты, составляет 11 000 руб. Работник считает, что районный коэффициент и процентная надбавка должны начисляться на заработную плату, которая, в свою очередь, не может быть менее установленной в регионе минимальной заработной платы. Таким образом, общий размер заработной платы, по мнению работника, должен быть не менее 17 046 руб. Прав ли работник?
Ответ: По мнению Верховного Суда РФ, заработная плата без учета районного коэффициента и процентной надбавки не может быть ниже общероссийского минимального размера оплаты труда, а после начисления районного коэффициента и процентной надбавки должна превышать минимальную заработную плату в регионе. Таким образом, установление работнику заработной платы с учетом районного коэффициента и процентной надбавки на уровне 11 000 руб. в полной мере соответствует трудовому законодательству.
Обоснование: В соответствии со ст. 148 Трудового кодекса РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В настоящее время районные коэффициенты к заработной плате установлены подзаконными нормативными правовыми актами, многие из которых принимались еще в советское время, но в силу ст. 423 ТК РФ они подлежат применению всеми работодателями, как с бюджетными, так и с внебюджетными источниками финансирования.
В 2007 г. утратило силу одно из положений ст. 133 ТК РФ, которым гарантировалось, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.
Указанное обстоятельство дало основание и органам исполнительной власти, и судебным органам говорить, что заработная плата не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, включая стимулирующие и компенсационные выплаты. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера (см., например, Апелляционное определение Верховного суда Республики Хакасия от 02.10.2012 по делу N 33-2171/2012).
Вместе с тем относительно районных коэффициентов в судебной практике сделан вывод, что заработная плата работников должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях. То есть районный коэффициент и процентная надбавка должны начисляться на заработную плату, определенную не менее минимального размера оплаты труда (см. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2013 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 05.02.2014) (Определение от 30.08.2013 N 93-КГПР13-2)).
Статья 133.1 ТК РФ позволяет региональным соглашением устанавливать размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Возникает вопрос должен ли работодатель применять районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате, размер которой необходимо установить на уровне не менее минимальной заработной платы в регионе, то есть в рассматриваемом случае 9470 руб.
Ответ на данный вопрос представляется отрицательным.
По мнению Верховного Суда РФ, который анализировал практику применения ст. ст. 316 и 317 ТК РФ (районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате для работников Крайнего Севера и приравненных к нему местностей), районный коэффициент и процентная надбавка не начисляются к размеру минимальной заработной платы, установленному в субъекте Российской Федерации, если заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определенная посредством начисления районного коэффициента и процентной надбавки на размер минимального размера оплаты труда, превышает размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации (Обзор Верховного Суда РФ практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014)).
Другими словами, по мнению Верховного Суда РФ, заработная плата без учета районного коэффициента и процентной надбавки не может быть ниже общероссийского минимального размера оплаты труда, а после начисления районного коэффициента и процентной надбавки должна превышать минимальную заработную плату в регионе.
Исходя из положений Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 336-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда») минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации установлен с 1 января 2014 г. в размере 5554 руб. и с учетом районного коэффициента и процентной надбавки должен составлять 9997,2 руб.
Таким образом, установление работнику заработной платы с учетом районного коэффициента и процентной надбавки на уровне 11 000 руб. в полной мере соответствует трудовому законодательству.
М.С.Сагандыков
К. ю. н.
Южно-Уральский государственный университет
(национальный исследовательский университет)
01.07.2014