Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Должен ли налоговый орган удовлетворять ходатайство о переносе рассмотрения материалов выездной проверки на семь дней на основании временной нетрудоспособности предпринимателя?
23.10.2020

Должен ли налоговый орган удовлетворять ходатайство о переносе рассмотрения материалов выездной проверки на семь дней на основании временной нетрудоспособности предпринимателя?

Вопрос: В отношении предпринимателя проведена выездная налоговая проверка, назначена дата рассмотрения материалов налоговой проверки. Предприниматель обратился в налоговый орган с ходатайством о переносе рассмотрения материалов налоговой проверки на более позднюю дату (на семь дней) на основании временной нетрудоспособности предпринимателя (представлены листок нетрудоспособности и справка, подтверждающая нахождение предпринимателя на лечении в медицинском учреждении).
Должен ли налоговый орган удовлетворять такое ходатайство?
 
Ответ: В силу Налогового кодекса РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Возможность удовлетворения ходатайства о переносе рассмотрения материалов налоговой проверки определяется с учетом фактических обстоятельств в каждой ситуации.
Когда у предпринимателя по уважительной причине (представлены листок нетрудоспособности и справка, подтверждающая нахождение предпринимателя на лечении в медицинском учреждении) отсутствует возможность представления своих интересов в налоговом органе при рассмотрении материалов выездной налоговой проверки, налоговый орган должен удовлетворить ходатайство предпринимателя о переносе рассмотрения материалов налоговой проверки на более позднюю дату, так как в случае неудовлетворения указанного ходатайства налогоплательщику-предпринимателю не обеспечивается возможность участия в рассмотрении материалов проверки, что может повлечь отмену решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом как вынесенного с нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.
 
Обоснование: НК РФ предоставляет налогоплательщикам (плательщикам сборов) право на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК РФ (пп. 15 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 101 НК РФ).
Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки осуществляется на основании ст. 101 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В силу п. 2 ст. 101 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
Нормы НК РФ не содержат прямой обязанности налоговых органов удовлетворять заявленное налогоплательщиком ходатайство о переносе рассмотрения материалов налоговой проверки, однако следует учесть, что в силу п. 2 ст. 22 НК РФ права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.
Пункт 14 ст. 101 НК РФ предусматривает, что нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
В п. 7 Письма ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@ «О налоговых проверках» отмечено, что заявленное в налоговый орган ходатайство физического лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, о переносе рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с его болезнью должно быть учтено руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и на основании этого ходатайства принято соответствующее решение с учетом установленных п. 1 ст. 101 НК РФ пресекательных сроков.
В Письме ФНС России от 23.05.2013 N АС-4-2/9355 «О мероприятиях налогового контроля» отражено, что нарушение указанных в п. 1 ст. 101 НК РФ сроков само по себе не является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки и безусловным основанием для признания решения налогового органа недействительным (п. 14 ст. 101 НК РФ). Также указано, что в целях обеспечения налогоплательщику возможности ознакомиться со всеми материалами проверки и участвовать при их рассмотрении в налоговом органе возможен перенос (в том числе неоднократный) рассмотрения материалов проверки. Отложение рассмотрения материалов проверки может быть вызвано исключительно объективными причинами отсутствия налогоплательщика, и налоговые органы должны обеспечивать своевременное и надлежащее извещение налогоплательщиков (с подтверждением вручения) о рассмотрении материалов проверки.
ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 20.09.2012 по делу N А74-3101/2011 (в рамках рассмотрения заявления общества) указал, что, поскольку личное участие руководителя при рассмотрении материалов проверки необязательно, руководитель не является единственным работником общества, ходатайство общества о переносе даты рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с болезнью его руководителя инспекцией отклонено правомерно.
ФАС Московского округа в Постановлении от 30.03.2012 по делу N А40-159443/09-4-1250 занял противоположную позицию, указав, что налоговый орган неправомерно не обеспечил налогоплательщику возможность участия в рассмотрении материалов проверки и не удовлетворил ходатайство об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки.
Рассмотрение материалов налоговой проверки в отсутствие предпринимателя, направившего в связи с болезнью ходатайство о переносе рассмотрения материалов налоговой проверки, может являться основанием для отмены решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2013 N 17АП-10205/2013-АК по делу N А71-3153/2013).
Руководствуясь изложенным, полагаем, что налоговый орган должен удовлетворить ходатайство предпринимателя о переносе рассмотрения материалов налоговой проверки на более позднюю дату на основании временной нетрудоспособности предпринимателя.
 
М.Ю.Мордасов
Юридическая компания «Юново»
02.07.2014