Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Может ли организация в целях исчисления налога на прибыль учесть в расходах потери в виде стоимости имущества, утраченного при сходе подвижного состава в грузовых поездах на перегоне, в результате которого поврежден железнодорожный подвижной состав и для восстановления его исправного состояния требуется проведение капитального ремонта?
20.10.2020

Может ли организация в целях исчисления налога на прибыль учесть в расходах потери в виде стоимости имущества, утраченного при сходе подвижного состава в грузовых поездах на перегоне, в результате которого поврежден железнодорожный подвижной состав и для восстановления его исправного состояния требуется проведение капитального ремонта?

Вопрос: Может ли организация в целях исчисления налога на прибыль учесть в расходах потери в виде стоимости имущества, утраченного при сходе подвижного состава в грузовых поездах на перегоне, в результате которого поврежден железнодорожный подвижной состав и для восстановления его исправного состояния требуется проведение капитального ремонта?
 
Ответ: Организация вправе в целях исчисления налога на прибыль учесть в расходах для целей исчисления налога на прибыль потери в виде стоимости имущества, утраченного при сходе подвижного состава в грузовых поездах на перегоне, в результате которого допущено повреждение локомотивов или вагонов.
 
Обоснование: Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
На основании п. 2 ст. 252 НК РФ расходы, в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
В силу п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией.
В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности, потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций.
На основании п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Согласно официальным разъяснениям, данным Минтрансом России в Письме от 06.09.2007 N ИЛ-22/6672 «О разъяснении отдельных положений Приказа Минтранса России от 25.12.2006 N 163» в отношении абз. 3 п. 3 Приказа Минтранса России от 25.12.2006 N 163 «Об утверждении Положения о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий», под авариями понимаются, в частности, сходы железнодорожного подвижного состава в грузовых поездах на перегонах и станциях, в результате которых поврежден железнодорожный подвижной состав и для восстановления его исправного состояния требуется проведение капитального ремонта.
В силу пп. 3.2 п. 3 Приложения N 2 к Приказу МПС России от 08.01.1994 N 1Ц «О мерах по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте» к авариям относятся сходы подвижного состава в грузовых поездах на перегонах и станциях, не имеющие последствий, указанных в п. 2 Приложения N 2, но в результате которых допущено повреждение локомотивов или вагонов в объеме капитального ремонта.
Исходя из анализа вышеназванных норм считаем, что сход подвижного состава, в результате которого было утрачено имущество, подпадает под понятие «авария», а потери в виде стоимости утраченного в результате схода подвижного состава имущества организация при документальном подтверждении вправе учесть в качестве внереализационных расходов в соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ.
 
П.Н.Зюков
Юридическая компания «Юново»
01.08.2013