Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » По решению уполномоченного органа исполнительной власти проводится лотерея. Между ООО "Распространитель" (агентом) и оператором лотереи ООО "Оператор лотереи" (принципалом), осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях", заключен агентский договор, по условиям которого агент от своего имени и за счет принципала либо от имени принципала и за его счет осуществляет действия по распространению лотерейных билетов. Вправе ли агент воспользоваться льготой по освобождению от уплаты НДС с сумм агентского вознаграждения, предусмотренной пп. 8.1 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ?
20.10.2020

По решению уполномоченного органа исполнительной власти проводится лотерея. Между ООО «Распространитель» (агентом) и оператором лотереи ООО «Оператор лотереи» (принципалом), осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом от 11.11.2003 N 138-ФЗ «О лотереях», заключен агентский договор, по условиям которого агент от своего имени и за счет принципала либо от имени принципала и за его счет осуществляет действия по распространению лотерейных билетов. Вправе ли агент воспользоваться льготой по освобождению от уплаты НДС с сумм агентского вознаграждения, предусмотренной пп. 8.1 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ?

Вопрос: По решению уполномоченного органа исполнительной власти проводится лотерея. Между ООО «Распространитель» (агентом) и оператором лотереи ООО «Оператор лотереи» (принципалом), осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом от 11.11.2003 N 138-ФЗ «О лотереях», заключен агентский договор, по условиям которого агент от своего имени и за счет принципала либо от имени принципала и за его счет осуществляет действия по распространению лотерейных билетов.
Вправе ли агент воспользоваться льготой по освобождению от уплаты НДС с сумм агентского вознаграждения, предусмотренной пп. 8.1 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ?
 
Ответ: Деятельность агента, осуществляемая на основании агентского договора с оператором лотереи, по распространению лотерейных билетов входит в комплекс мероприятий по проведению лотерей, перечисленных в п. 8 ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ «О лотереях» (далее — Закон N 138-ФЗ), и, следовательно, подпадает под освобождение от уплаты НДС, предусмотренное пп. 8.1 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ. Аналогичного подхода придерживаются Минфин России и некоторые арбитражные суды. Вместе с тем ФНС России высказала противоположную точку зрения.
 
Обоснование: В силу п. 1 ст. 2 Закона N 138-ФЗ лотереей признается игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.
В п. 6 ст. 2 Закона N 138-ФЗ определено, что организатором лотереи признаются Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации и получившее в соответствии с настоящим Федеральным законом право на проведение лотереи юридическое лицо. Организатор лотереи проводит лотерею непосредственно или через оператора лотереи посредством заключения с ним договора (контракта) и несет ответственность перед участниками лотереи за исполнение своих обязательств по договору (контракту).
Согласно п. 9 ст. 2 Закона N 138-ФЗ оператором лотереи является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации, заключившее договор (контракт) с организатором лотереи на проведение лотереи от его имени и по его поручению и имеющее соответствующие технические средства.
В силу п. 10 ст. 2 Закона N 138-ФЗ распространитель лотерейных билетов — лицо, осуществляющее распространение лотерейных билетов среди участников лотереи, прием лотерейных ставок, выплату, передачу или предоставление выигрышей на основании заключенного с организатором лотереи или оператором лотереи договора.
На основании пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В соответствии с пп. 9 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации почтовых марок (за исключением коллекционных марок), маркированных открыток и маркированных конвертов, лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа.
Согласно пп. 8.1 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по проведению лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа исполнительной власти, включая оказание услуг по реализации лотерейных билетов.
Стоит отметить, что в НК РФ не определено, что понимается под проведением лотерей.
Вместе с тем в силу п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
В силу п. 8 ст. 2 Закона N 138-ФЗ под проведением лотереи понимается осуществление мероприятий, включающих заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.
Таким образом, по нашему мнению, деятельность агента, осуществляемая на основании агентского договора с оператором лотереи, по распространению лотерейных билетов входит в комплекс мероприятий по проведению лотерей, перечисленных в п. 8 ст. 2 Закона N 138-ФЗ, и, следовательно, подпадает под освобождение от уплаты НДС, предусмотренное пп. 8.1 п. 3 ст. 149 НК РФ.
Аналогичный вывод содержится в Письмах Минфина России от 12.04.2013 N 03-07-07/12331, от 11.06.2008 N 03-07-11/225, Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 18.02.2013 по делу N А67-2104/2012, ФАС Северо-Западного округа от 27.12.2012 по делу N А42-7792/2011 (Определением ВАС РФ от 06.05.2013 N ВАС-2421/13 отказано в передаче дела N А42-7792/2011 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного Постановления).
В то же время в Письме ФНС России от 10.10.2011 N АС-3-3/3340@ отмечено, что пп. 8.1 п. 3 ст. 149 НК РФ не предусматривается порядок освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость непосредственно услуг по реализации лотерейных билетов, оказываемых на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров, и, поскольку вид договора, заключенного распространителем с организатором лотереи или оператором лотереи на распространение лотерейных билетов, Законом N 138-ФЗ не регламентируется, ФНС России считает, что в данных обстоятельствах следует учитывать нормы НК РФ, предусмотренные п. 7 ст. 149 и ст. 156 НК РФ, которые не позволяют распространять на услуги по реализации лотерейных билетов, оказываемые на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров, льготный налоговый режим, предусмотренный пп. 8.1 п. 3 ст. 149 НК РФ.
 
П.Н.Зюков
Юридическая компания «Юново»
01.08.2013