Вопрос: При проведении выездной налоговой проверки индивидуального предпринимателя, применяющего общий режим налогообложения, установлено, что им по итогам 2013 г. (по декларации формы 3-НДФЛ) не включены в расходы, учитываемые в составе профессионального налогового вычета, затраты на уплату налога на имущество физических лиц в отношении зданий, используемых им в предпринимательской деятельности. Налоговый орган, проводящий выездную проверку, отказался скорректировать налоговую базу предпринимателя, поскольку, по его мнению, налогоплательщик обязан самостоятельно произвести корректировку налоговых платежей за 2013 г., представив уточненную декларацию. Каким образом в названной ситуации происходит уточнение налоговых обязательств налогоплательщика?
Ответ: По нашему мнению, если при проведении выездной налоговой проверки предпринимателя будет установлено, что им в декларации формы 3-НДФЛ (утв. Приказом ФНС России от 10.11.2011 N ММВ-7-3/760@) за 2013 г. не учтены расходы на уплату налога на имущество физических лиц в отношении зданий, используемых им в предпринимательской деятельности, при вынесении решения по результатам выездной налоговой проверки по итогам 2013 г. налоговый орган обязан произвести корректировку налоговой базы по НДФЛ на суммы налога на имущество физических лиц.
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 221 Налогового кодекса РФ состав расходов, принимаемых при расчете профессионального налогового вычета, определяется налогоплательщиком — индивидуальным предпринимателем самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой «Налог на прибыль организаций».
При этом суммы налога на имущество физических лиц, уплаченного налогоплательщиками — индивидуальными предпринимателями, принимаются к вычету в том случае, если это имущество, являющееся объектом налогообложения в соответствии со статьями главы «Налог на имущество физических лиц» (Закон РФ от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»)(за исключением жилых домов, квартир, дач и гаражей), непосредственно используется для осуществления предпринимательской деятельности.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 54 НК РФ индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином России. Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей утвержден Приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430 (далее — Порядок).
В соответствии с пп. 1 п. 47 Порядка к прочим расходам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, относятся суммы налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, уплаченных за отчетный налоговый период, за исключением налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, уплаченного за имущество, непосредственно не используемое для осуществления предпринимательской деятельности, а также налогов, перечисленных в ст. 270 НК РФ.
Применительно к обстоятельствам, изложенным в вопросе, целесообразно обратиться к арбитражной практике, регулирующей аналогичные вопросы по налогу на прибыль. В частности, из Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 06.06.2008 по делу N А31-436/2008-26 (подтверждено Определением ВАС РФ от 02.10.2008 N 12349/08) следует, что довод налогового органа о том, что налогоплательщик должен самостоятельно внести изменения в декларацию по налогу на прибыль, судом кассационной инстанции не принимается как несостоятельный, поскольку размер доначисленных инспекцией по результатам проверки сумм по налогу на прибыль должен соответствовать действительным налоговым обязательствам налогоплательщика, которые определяются на основании всех положений гл. 25 НК РФ. Данный вывод подтверждается и Постановлением ФАС Московского округа от 17.05.2011 N КА-А40/3833-11.
Также в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 02.08.2012 по делу N А26-7013/2011 отмечено, что предметом выездной налоговой проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов за соответствующие налоговые периоды (п. 4 ст. 89 НК РФ), а поэтому размер исчисленных инспекцией по результатам такой проверки сумм налогов должен соответствовать действительным налоговым обязательствам налогоплательщика перед бюджетом на дату завершения указанной проверки. Соответственно, при проведении выездной проверки налоговый орган должен установить итоговую налоговую обязанность проверяемого налогоплательщика с учетом всех имеющихся у него переплат и недоимок по налогам.
Учитывая изложенное, по нашему мнению, при вынесении решения по результатам выездной налоговой проверки по итогам 2013 г. налоговый орган обязан произвести корректировку налоговой базы по НДФЛ на суммы налога на имущество физических лиц.
А.В.Телегус
К. э. н.
Член Палаты налоговых консультантов
Российской Федерации
10.07.2014