Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Налоговый орган в рамках камеральной проверки налоговой декларации, представленной организацией, направил в адрес организации требование о представлении документов посредством почтовой связи. Иные способы вручения требования налоговым органом не применялись. Считается ли организация в указанном случае обязанной представить в адрес налогового органа истребуемые документы?
20.10.2020

Налоговый орган в рамках камеральной проверки налоговой декларации, представленной организацией, направил в адрес организации требование о представлении документов посредством почтовой связи. Иные способы вручения требования налоговым органом не применялись. Считается ли организация в указанном случае обязанной представить в адрес налогового органа истребуемые документы?

Вопрос: Налоговый орган в рамках камеральной проверки налоговой декларации, представленной организацией, направил в адрес организации требование о представлении документов посредством почтовой связи. Иные способы вручения требования налоговым органом не применялись. Считается ли организация в указанном случае обязанной представить в адрес налогового органа истребуемые документы?
 
Ответ: Направление налоговым органом требования о представлении документов по почте заказным письмом является дополнительным способом, используемым в случаях уклонения налогоплательщика от получения требования или невозможности вручить требование основным способом, потому в случае, если налоговый орган не использовал иные законные способы вручения требования, а сразу направил его по почте, у организации не возникает обязанности представить в адрес налогового органа истребуемые документы.
 
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 88 Налогового кодекса РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
При этом пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
Из содержания п. 1 ст. 82 НК РФ следует, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
Таким образом, налоговый орган при проведении налоговых проверок, в том числе и камеральной, вправе истребовать у налогоплательщика документы.
Пунктом 7 ст. 88 НК РФ предусмотрено, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.
Таким образом, положения п. 1 ст. 93 НК РФ допускают возможность налогового органа направлять требования о представлении документов по почте.
Вместе с тем ФАС Центрального округа в Постановлении от 17.01.2013 по делу N А64-3253/2012 указал: из положений п. 1 ст. 93 НК РФ следует, что направление требования по почте заказным письмом является дополнительным способом, используемым в случаях уклонения налогоплательщика от получения требования или невозможности вручить требование основным способом.
Доказательств, подтверждающих уклонение общества от получения требования либо невозможность его вручения, налоговым органом не представлено.
Учитывая, что налоговым органом не представлено достоверных доказательств, подтверждающих факт вручения требования о представлении документов (информации), суд признал незаконным привлечение общества к налоговой ответственности.
Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 04.04.2013 N 09АП-7038/2013, 09АП-8501/2013 по делу N А40-95693/12-90-491 указал, что налоговый орган до направления требования о представлении документов почтой должен был использовать иные способы, предусмотренные п. 1 ст. 93 НК РФ.
ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 03.12.2010 по делу N А52-7253/2009 сделал следующий вывод: направления требования по почте недостаточно для признания налогового органа исполнившим правило ст. 93 НК РФ о порядке истребования у налогоплательщика необходимых для проверки документов.
 
Е.А.Башарин
Юридическая компания «Юново»
02.08.2013