Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Руководителем налогового органа по результатам выездной налоговой проверки, проведенной в отношении организации, принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового нарушения. Спустя три дня после принятия решения организация получила требование (об уплате налога, пени, штрафа), которым были предъявлены к оплате доначисленные по результатам выездной налоговой проверки суммы. Вправе ли организация обжаловать полученное требование в связи с тем, что оно было подписано не руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, а должностным лицом, проводившим выездную налоговую проверку?
20.10.2020

Руководителем налогового органа по результатам выездной налоговой проверки, проведенной в отношении организации, принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового нарушения. Спустя три дня после принятия решения организация получила требование (об уплате налога, пени, штрафа), которым были предъявлены к оплате доначисленные по результатам выездной налоговой проверки суммы. Вправе ли организация обжаловать полученное требование в связи с тем, что оно было подписано не руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, а должностным лицом, проводившим выездную налоговую проверку?

Вопрос: Руководителем налогового органа по результатам выездной налоговой проверки, проведенной в отношении организации, принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового нарушения. Спустя три дня после принятия решения организация получила требование (об уплате налога, пени, штрафа), которым были предъявлены к оплате доначисленные по результатам выездной налоговой проверки суммы.
Вправе ли организация обжаловать полученное требование в связи с тем, что оно было подписано не руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, а должностным лицом, проводившим выездную налоговую проверку?
 
Ответ: Положения налогового законодательства не устанавливают обязанности подписания руководителем (заместителем руководителя) налогового органа требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа. Подписание такого требования должностным лицом, проводившим выездную налоговую проверку, не свидетельствует о наличии оснований для признания указанного требования недействительным.
 
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 1 Налогового кодекса РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Согласно п. 2 ст. 1 НК РФ устанавливаются основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.
В силу пп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п. 1 ст. 69 НК РФ).
Как следует из п. 4 ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Пунктом 5 ст. 69 НК РФ предусмотрено, что форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Форма требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для организаций, индивидуальных предпринимателей) утверждена Приказом ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/662@ (Приложение N 2).
Как НК РФ, так и Приказ ФНС России N ММВ-7-8/662@ не устанавливают необходимость подписания требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
Отметим, что требование о необходимости подписания требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа руководителем (заместителем руководителя) налогового органа содержалось в редакции Приказа ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@, однако указанный документ утратил силу в связи с изданием Приказа ФНС России от 16.04.2012 N ММВ-7-8/238@, в котором не содержалось условия о необходимости подписания руководителем (заместителем руководителя) требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа (Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2013 по делу N А73-12070/2012).
Следует отметить, что форма требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, утвержденная Приказом ФНС России N ММВ-7-8/662@, не претерпела существенных изменений в сравнении с формой требования в редакции Приказа ФНС России N ММВ-7-8/238@.
ВАС РФ в Решении от 06.06.2013 N ВАС-3797/13, рассматривая заявление о признании недействующим Приказа ФНС России N ММВ-7-8/238@, указал, что отсутствие в форме требования не предусмотренного НК РФ или иными нормативными актами в сфере налогового законодательства такого реквизита, как подпись руководителя (должностного лица) налогового органа, само по себе не может являться основанием для признания оспариваемого Приказа не соответствующим НК РФ.
На основании изложенного у организации отсутствуют правовые основания для оспаривания правомерности требования об уплате налога, пени, штрафа на том основании, что указанное требование было подписано не руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, а должностным лицом, проводившим выездную налоговую проверку.
 
М.Ю.Мордасов
Юридическая компания «Юново»
02.08.2013