Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Организация, владеющая сетью гостиниц, для привлечения клиентов направляет информационные материалы о предоставляемых услугах другим организациям, занимающимся продажей турпродуктов. Учитываются ли в целях налога на прибыль затраты на рассылку таких материалов?
23.10.2020

Организация, владеющая сетью гостиниц, для привлечения клиентов направляет информационные материалы о предоставляемых услугах другим организациям, занимающимся продажей турпродуктов. Учитываются ли в целях налога на прибыль затраты на рассылку таких материалов?

Вопрос: Организация владеет на праве собственности сетью гостиниц. Для привлечения клиентов она направляет информационные материалы о предоставляемых в гостиницах услугах по почте другим организациям, занимающимся продажей туристических продуктов, с которыми сотрудничает. Вправе ли организация учесть в составе расходов по налогу на прибыль затраты на рассылку указанных информационных материалов?
 
Ответ: Если организация владеет на праве собственности сетью гостиниц и для привлечения клиентов направляет информационные материалы о предоставляемых в гостиницах услугах по почте организациям, занимающимся продажей туристических продуктов, с которыми сотрудничает, то, по нашему мнению, она вправе учесть при расчете налога на прибыль затраты на рассылку указанных информационных материалов в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ.
 
Обоснование: В силу ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций в целях гл. 25 НК РФ признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Как указано в пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 данной статьи.
К расходам организации на рекламу в соответствии с п. 4 указанной статьи относятся расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 — 4 данного пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем одного процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Отметим, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
По нашему мнению, при рассылке информационных материалов организациям, с которыми сотрудничает организация-налогоплательщик, не возникает распространения информации среди неопределенного круга лиц.
Как указал Минфин России в Письме от 29.11.2013 N 03-03-06/2/51839, расходы на адресную рассылку информационных материалов могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
При этом немного ранее Минфин России высказал позицию, согласно которой, если налогоплательщик планирует осуществлять рассылку рекламных буклетов на конкретные адреса без указания фамилии, имени, отчества конкретного получателя, которому адресован данный буклет, затраты на изготовление каталогов продукции должны быть включены в состав расходов организации на рекламу в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ.
В случае если налогоплательщик намеревается осуществлять рассылку рекламных буклетов на конкретные адреса с указанием фамилий, имен, отчеств конкретных получателей, каталогов товаров, то эти расходы признаются расходами, связанными с реализацией этих товаров, и могут учитываться в целях налогообложения прибыли в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письмо Минфина России от 04.07.2013 N 03-03-06/1/25596). Однако данные разъяснения скорее касаются рассылок в адрес физических лиц, нежели организаций.
Таким образом, по нашему мнению, организация вправе при исчислении налога на прибыль учесть затраты на рассылку информационных материалов организациям-партнерам в составе иных расходов, связанных с производством и реализацией.
 
Е.Д.Носкова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
17.07.2014