Вопрос: В рамках проводимой налоговой проверки организации налоговый орган потребовал представить необходимые документы на основании п. 1 ст. 93 НК РФ. Организация представила копии всех запрошенных документов в подшитом виде, на обороте которых были указаны дата подшива, количество прошитых страниц, они были скреплены печатью организации и на них поставлена подпись руководителя организации. Налоговый орган посчитал, что копии всех запрошенных документов должны быть заверены отдельно, на основании чего привлек организацию к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.
Подлежит ли в рассматриваемой ситуации организация привлечению к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ? Правомерно ли представить подшивки документов, заверенные печатью организации и подписью руководителя, для целей налогового контроля, а не каждый заверенный документ отдельно?
Ответ: Следуя позиции официальных органов, считаем, что в налоговый орган по запросу на основании п. 1 ст. 93 Налогового кодекса РФ должна быть представлена заверенная копия каждого документа, а не заверенная подшивка.
Однако исходя из сложившейся судебной практики организация не подлежит ответственности, установленной п. 1 ст. 126 НК РФ, так как представление налоговому органу подшивок документов, заверенных подписью директора и печатью организации, является надлежащим исполнением обязанности и не может свидетельствовать о непредставлении документов, за что установлена ответственность п. 1 ст. 126 НК РФ.
Таким образом, организация имеет шанс доказать неправомерность привлечения к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в случае представления документов в виде заверенной их подшивки в суде.
Обоснование: В п. 1 ст. 126 НК РФ установлена ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 119 и 129.4 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
На основании абз. 2 п. 2 ст. 93 НК РФ представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 93 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.
В силу п. 4 ст. 93 НК РФ отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.
Так, в п. 3.26 Требований к оформлению реквизитов документов, утвержденных Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст, установлено, что при заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита «Подпись» проставляют заверительную надпись: «Верно», должность лица, заверившего копию, личную подпись, расшифровку подписи (инициалы, фамилию), дату заверения.
В Письме ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@ «О налоговых проверках» разъяснено, что копией документа является документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы. Заверенной копией документа является копия документа, на которую в соответствии с установленным порядком проставляются необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу (пп. 29 и 30 п. 2.1 Государственного стандарта Российской Федерации «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (ГОСТ Р 51141-98), утвержденного Постановлением Госстандарта России от 27.02.1998 N 28). НК РФ не предусмотрены порядок представления в налоговые органы копий документов и право ФНС России устанавливать какой-либо отдельный порядок по данному вопросу. Могут быть поддержаны существующие в деловой практике способы заверения многостраничных документов — как заверение каждого отдельного листа копии документа, так и прошитие многостраничного документа и заверение его в целом. При этом в случае заверения копии документа в целом необходимо учитывать толщину пачки и материал прошития ее (шпагат, бечевка и т.д.).
Кроме того, при прошивке многостраничного документа необходимо:
— обеспечить возможность свободного чтения текста документа, всех дат, виз, резолюций и т.д.;
— исключить возможность механического разрушения (расшития) пачки при изучении копии документа;
— обеспечить возможность свободного копирования каждого отдельного листа документа в пачке современной копировальной техникой (в случае необходимости представления копии документа в суд);
— осуществить последовательную нумерацию всех листов в пачке и при заверении указать общее количество листов в пачке.
Что касается копий каждого отдельного документа, в Письме Минфина России от 11.05.2012 N 03-02-07/1-122 пояснено, что исходя из положений ст. 93 НК РФ заверена должна быть каждая копия документа, а не подшивка этих документов. Непредставление документов в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 или ст. 129.1 НК РФ.
Данное Письмо остается актуальным на сегодняшний день, так как правовое регулирование рассматриваемой ситуации не изменилось.
По нашему мнению, нормы НК РФ не содержат запрета на предоставление подшивок копий документов, запрашиваемых налоговыми органами в целях проведения мероприятий налогового контроля. Данные подшивки были заверены надлежащим образом: указано количество страниц, имеется подпись руководителя организации, а также они скреплены печатью. К тому же само представление подшивок вместо каждого отдельно заверенного документа не образует состав правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ, так как данная норма предусматривает ответственность именно за непредставление документов, а не за ненадлежащую форму представленных документов.
В обоснование данной позиции приведем примеры из судебной практики.
Так, в Постановлении ФАС Центрального округа от 01.11.2013 N А54-8663/2012 указано, что своевременное представление организацией копий истребованных налоговым органом документов, оформленных в виде подшивки, содержащей удостоверительную надпись уполномоченного лица, не является отказом от их представления и не может быть расценено как непредставление документов (сведений) вообще, то есть не образует состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ.
См. также Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.10.2012 N А75-10185/2011.
В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2013 N 09АП-18496/2013 по делу N А40-164721/12 также отмечается, что, поскольку общество изначально представило в инспекцию все истребованные копии документов в виде единой сшивки, заверенной на оборотной стороне последнего листа уполномоченным лицом налогоплательщика, основания для вывода о ненадлежащем заверении этих документов, а тем более о нарушении процедуры и порядка их представления у налогового органа не имелось, соответственно, документы считаются представленными в установленный законом срок.
Е.В.Соснов
Советник государственной
гражданской службы РФ
1 класса
17.07.2014