Вопрос: В российское представительство иностранной коммерческой организации Республики Кипр принимается иностранный работник (гражданин Республики Молдова) на должность уборщика служебных помещений. Представительство имеет аккредитацию на территории РФ, в которой согласовано пять рабочих мест для иностранных работников. Требуется ли гражданину Молдовы разрешение на работу?
Ответ: Российское представительство иностранной организации Республики Кипр, имеющее аккредитацию на пять рабочих мест иностранных работников, вправе принять на работу гражданина Республики Молдова без получения разрешения на работу, только если он является постоянно или временно проживающим в РФ. В иных случаях оформление разрешения на работу осуществляется гражданином Молдовы как иностранным гражданином, прибывшим в РФ в порядке, не требующем получения визы.
Обоснование: Правовое положение иностранных граждан, в том числе регулирование отношений, связанных с осуществлением ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, определяется нормами Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 115-ФЗ).
На основании ст. 3 Закона N 115-ФЗ законодательство о правовом положении иностранных граждан в РФ состоит в том числе из иных федеральных законов, а также международных договоров РФ.
Трудовой деятельностью иностранного гражданина на территории РФ признается деятельность, осуществляемая на основании заключенного трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) (абз. 13 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ).
Сторонами трудового договора являются работодатель и работник (ст. 20 Трудового кодекса РФ).
Работником признается физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.
Иностранный работник — иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность (абз. 14 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ).
В соответствии со ст. 11 ТК РФ на территории РФ правила, установленные трудовым законодательством, распространяются в том числе на трудовые отношения с участием иностранных юридических лиц. Таким образом, с учетом ст. 20 ТК РФ иностранная организация, действующая через представительство и принимающая на работу физических лиц, признается работодателем.
Общие условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях определяются нормами ст. 13 Закона N 115-ФЗ. В силу п. 4 указанной статьи работодатель привлекает иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность при наличии разрешения на работу. Однако указанный пункт содержит ряд исключений в применении к иностранным гражданам, с учетом которых в рассматриваемом случае гражданину Молдовы не потребуется разрешения на работу, только если он является постоянно или временно проживающим в РФ (пп. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Положения пп. 9 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ применению не подлежат в связи с отсутствием в настоящее время заключенного договора между Республикой Кипр и РФ, устанавливающего принцип взаимности согласования предела численности работников при аккредитации представительств иностранных юридических лиц на соответствующих территориях своих государств.
Необходимо также отметить, что, несмотря на членство Республики Кипр во Всемирной торговой организации, иностранный работник, направляемый в представительство иностранной коммерческой организации, не вправе воспользоваться порядком получения разрешения на работу, предусмотренным ст. 13.5 Закона N 115-ФЗ, ввиду несоответствия его трудовых функций и должности требованиям п. 2 указанной статьи.
В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Молдова (заключено в г. Москве 30.11.2000) граждане Молдовы имеют право въезжать на территорию РФ без оформления визы. Поэтому иностранный работник для трудоустройства на территории РФ получает разрешение на работу в порядке, предусмотренном ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ.
Заявление о выдаче разрешения на работу с приложением необходимых документов может быть представлено в территориальный орган Федеральной миграционной службы иностранным работником лично либо через организацию, осуществляющую трудоустройство иностранных граждан в РФ, или через представителя по доверенности (п. п. 2, 3 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ).
Форма заявления утверждена Приказом ФМС России от 25.12.2006 N 370 «Об утверждении формы бланка заявления о выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на работу и формы бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства».
Прибыв на территорию РФ, иностранные граждане обязаны встать на миграционный учет. При этом на основании ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» представительство иностранной организации как принимающая сторона должно уведомить орган миграционного учета по месту прибытия иностранного гражданина.
Форма уведомления утверждена Приказом ФМС России от 23.09.2010 N 287 «Об утверждении формы заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства, формы уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания».
Кроме того, привлекая для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в безвизовом порядке и имеющих разрешение на работу, работодатели обязаны уведомлять территориальный орган ФМС России и орган службы занятости населения (п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ):
а) о заключении с иностранными работниками трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг);
б) о расторжении с иностранными работниками трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг);
в) о предоставлении иностранным работникам отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.
Формы и Порядок представления сведений утверждены Приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации».
Во избежание споров, с учетом позиции Верховного Суда РФ, высказанной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года (Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009), дополнительно целесообразно уведомить налоговый орган о привлечении иностранного работника. Уведомление направляется по месту учета представительства в течение 10 дней со дня наступления любого из перечня событий, предусмотренных пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ.
Рекомендуемая форма уведомления приведена в Письме ФНС России от 24.08.2007 N ГИ-6-04/676@ «О размещении примерной формы уведомления о привлечении и использовании иностранной рабочей силы».
В заключение отметим, что на основании пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ работодатель вправе привлекать и использовать для ведения трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в безвизовом порядке и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
С.А.Колыхалов
Первый Дом Консалтинга «Что делать Консалт»
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
24.07.2014