Вопрос: В организацию по трудовому договору привлекли работника, имеющего прописку на территории Крыма. У него заканчивается срок разрешения на работу. Российского паспорта у работника нет. В будущем он планирует оформить российский паспорт, но пока у него нет полного пакета документов. Будут ли санкции, если организация продлит с ним договор на основании его заявления и на том основании, что Крым присоединился к России?
Ответ: Продление трудового договора с работником, имеющим прописку на территории Крыма, без разрешения на работу, а только на основании поданного работодателю заявления о намерении получить паспорт гражданина Российской Федерации (гражданство Российской Федерации), имеющим только паспорт гражданина Украины, может являться основанием для привлечения работодателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Обоснование: Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее — Закон N 6-ФКЗ) со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, выдаются в течение трех месяцев со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
Исходя из положений Закона N 6-ФКЗ получение гражданства Российской Федерации гражданами Украины, имеющими прописку на территории Республики Крым на день принятия в состав Российской Федерации Республики Крым, является правом данных граждан, но не их обязанностью и сам по себе факт прописки на территории Республики Крым не является безусловным основанием для признания данных граждан гражданами Российской Федерации.
Паспорт иностранного гражданина, в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 115-ФЗ), является документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина в Российской Федерации.
Согласно Указу Президента РФ от 13.03.1997 N 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина РФ. Удостоверением личности гражданина РФ на срок оформления паспорта гражданина РФ является временное удостоверение личности гражданина РФ по форме N 2П, выдаваемое территориальным органом Федеральной миграционной службы (Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828, Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденный Приказом ФМС России от 30.11.2012 N 391).
Таким образом, отсутствуют основания однозначно полагать, что работник, имеющий прописку на территории Республики Крым, имеющий при этом только паспорт иностранного гражданина и не имеющий паспорта гражданина Российской Федерации либо временного удостоверения личности гражданина РФ по форме N 2П, выданного территориальным органом Федеральной миграционной службы, является гражданином Российской Федерации.
В настоящее время граждане Украины могут въезжать на территорию Российской Федерации без визы (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины (заключено в г. Москве 16.01.1997)).
Для заключения трудового договора с гражданином Украины работодателю не требуется получать разрешение на привлечение иностранных работников (пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Согласно п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ «безвизовый» временно пребывающий иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.
В соответствии со ст. 2 Закона N 115-ФЗ разрешение на работу представляет собой документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ трудовой договор подлежит прекращению в связи с истечением срока действия, приостановлением действия на срок более двух месяцев или лишением работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.
Частью 1 ст. 18.15 КоАП РФ установлено, что привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Если данное нарушение совершено в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, то размер штрафа увеличивается и составляет для должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; для юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Заявление работника в адрес работодателя (даже в письменной форме) о том, что он намерен получить паспорт гражданина Российской Федерации (гражданство Российской Федерации), само по себе, без обращения работника в Федеральную миграционную службу не имеет правового значения для определения его статуса в качестве гражданина Российской Федерации.
При выявлении Федеральной миграционной службой факта привлечения к трудовой деятельности работника, имеющего паспорт гражданина Украины и прописку в Республике Крым, без разрешения на работу, а только на основании заявления, поданного работодателю, о намерении получить паспорт гражданина Российской Федерации (гражданство Российской Федерации) работодатель может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.
Ю.М.Костюченко
Первый Дом Консалтинга «Что делать Консалт»
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
24.07.2014