Вопрос: Конкурсным управляющим принято решение о продаже имущества организации-должника посредством публичного предложения.
После этого конкурсным управляющим на сайте электронной площадки опубликовано объявление о реализации имущества должника путем публичного предложения в нескольких лотах, а также указана начальная цена продажи имущества должника, величина снижения начальной цены продажи имущества должника, срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена, и сведения о том, что победителем торгов признается лицо, предложившее наиболее высокую цену.
Впоследствии победителем торгов признан участник торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов.
Является ли нарушением порядка проведения торгов указание в сообщении о проведении торгов победителя как лица, предложившего наиболее высокую цену, и признание в качестве победителя лица, первым представившего в установленный срок заявку на участие в торгах?
Ответ: Указание в сообщении о проведении торгов путем публичного предложения в качестве победителя лица, предложившего наиболее высокую цену, и признание в качестве победителя лица, первым представившего в установленный срок заявку на участие в торгах, не является нарушением порядка проведения торгов.
Обоснование: На основании п. 4 ст. 139 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон N 127-ФЗ) в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.
При продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными ст. 110 Закона N 127-ФЗ, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.
В силу абз. 5 п. 4 ст. 139 Закона N 127-ФЗ победителем торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения признается участник торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов.
В рассматриваемом случае в сообщении о проведении торгов наряду с другой обязательной информацией содержится указание на порядок определения победителя торгов, из которого следует, что победителем признается лицо, предложившее наиболее высокую цену.
Следовательно, указанный в сообщении порядок определения победителя торгов не соответствует порядку, установленному абз. 5 п. 4 ст. 139 Закона N 127-ФЗ.
Однако признан победителем торгов их участник, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов.
Значит, признание победителем торгов было произведено в соответствии с абз. 5 п. 4 ст. 139 Закона N 127-ФЗ.
Таким образом, при данных обстоятельствах указание в извещении о проведении торгов порядка определения победителя, не соответствующего абз. 5 п. 4 ст. 139 Закона N 127-ФЗ, следует считать ошибкой.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон N 135-ФЗ) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно ч. 20 и 23 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, которое может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
ФАС Северо-Западного округа, рассмотрев дело с обстоятельствами, аналогичными сложившимся в данной спорной ситуации, в Постановлении от 02.09.2013 N А56-65967/2012 указал, что, поскольку антимонопольный орган в решении ограничился указанием на ошибку, допущенную конкурсным управляющим в извещении в части порядка определения победителя, которая не привела к нарушению установленных в п. 4 ст. 139 Закона N 127-ФЗ требований к порядку проведения торгов посредством публичного предложения и определения победителя, у него отсутствовали основания для принятия оспариваемого ненормативного акта (решения о признании жалобы обоснованной, действий организатора торгов, конкурсного управляющего нарушающими Закон N 127-ФЗ).
А.А.Шелякова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
25.07.2014