Вопрос: Можно ли признать расходы в целях налога на прибыль, если в первичных документах отсутствуют расшифровки подписей должностных лиц, подписавших эти документы?
Ответ: При отсутствии в первичных документах расшифровок подписей должностных лиц, подписавших эти документы, существует вероятность непризнания расходов при исчислении налога на прибыль в ходе проведения налоговой проверки.
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. При этом под документально подтвержденными расходами понимаются, в частности, затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 7 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», вступившего в силу с 01.01.2013, обязательными реквизитами первичного учетного документа являются, в частности, подписи лиц, совершивших сделку, операцию и/или ответственных за ее оформление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Учитывая, что указание фамилий и инициалов ответственных лиц является обязательным реквизитом первичного документа, при налоговой проверке существует риск непризнания расходов при исчислении налога на прибыль как документально не подтвержденных.
Отметим, что до 01.01.2013 необходимо было руководствоваться нормами Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ), согласно п. 2 ст. 9 которого первичные учетные документы обязательно должны содержать наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, а также их личные подписи.
То есть указания на наличие расшифровки подписи в первичном документе Закон N 129-ФЗ не содержал. Однако расшифровка подписей отнесена к обязательным реквизитам первичного учетного документа в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденном Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (абз. 1 п. 13 названного Положения). Также согласно п. 3.22 ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст, в состав реквизита «Подпись» входят наименование должности лица, подписавшего документ (полное, если документ оформлен не на бланке документа, и сокращенное — на документе, оформленном на бланке); личная подпись; расшифровка подписи (инициалы, фамилия).
Арбитражная практика по данному вопросу складывается неоднозначно.
В некоторых судебных решениях судьи занимают позицию налоговых органов, а именно: документы, в которых отсутствуют расшифровки подписей, не могут подтверждать произведенные организацией расходы (Постановления ФАС Уральского округа от 13.08.2012 N Ф09-7003/12, ФАС Поволжского округа от 31.01.2012 N А55-3382/2011, ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.10.2011 N А78-6877/2010, ФАС Центрального округа от 09.08.2011 N А23-4653/10А-21-219, ФАС Волго-Вятского округа от 18.03.2011 N А82-1814/2010 и др.).
Также существуют судебные решения, согласно которым отсутствие расшифровки подписи не является основанием для отказа в признании расходов (Постановления ФАС Центрального округа от 19.06.2013 N А54-3390/2012, ФАС Московского округа от 24.06.2011 N КА-А40/5868-11, от 02.11.2009 N КА-А40/11423-09, ФАС Северо-Западного округа от 26.09.2011 N А13-7842/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 06.05.2011 N А45-12997/2010 и др.).
О.В.Егорова
ООО «ПРАВО-Конструкция»
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
31.07.2014