Вопрос: В случае если после успешного окончания гражданином целевого обучения в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования на основании договора о целевом приеме, заключенного между образовательным учреждением и государственной корпорацией, будет установлено, что у гражданина выявлено заболевание, которое препятствует трудоустройству в государственную корпорацию, вправе ли последняя взыскать с гражданина расходы, связанные с предоставлением государственной корпорацией гражданину мер социальной поддержки в период обучения?
Ответ: В случае заключения между государственной корпорацией и гражданином договора о целевом обучении гражданина в образовательном учреждении и выявления у гражданина после окончания его обучения заболевания, препятствующего трудоустройству гражданина в государственную корпорацию, полагаем, что у корпорации не имеется правовых оснований для взыскания с гражданина расходов, связанных с предоставлением государственной корпорацией гражданину мер социальной поддержки в период обучения.
Обоснование: В силу ч. 1 ст. 56 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, вправе проводить целевой прием в пределах установленных ими в соответствии со ст. 100 Закона об образовании контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Обучение за счет бюджетных ассигнований осуществляется на основании квоты (ч. 2 ст. 56 Закона об образовании).
Из ч. 3 ст. 56 Закона об образовании следует, что целевой прием проводится в рамках установленной квоты на основе договора о целевом приеме, заключаемого соответствующей организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с заключившими договор о целевом обучении с гражданином соответствующим органом или организацией, в уставном капитале которой присутствует доля РФ, субъекта РФ или муниципального образования.
Трудоустройство гражданина в организацию, указанную в договоре о целевом обучении, в соответствии с полученной квалификацией, является существенным условием договора о целевом обучении (п. 2 ч. 6 ст. 56 Закона об образовании).
Согласно ч. 7 ст. 56 Закона об образовании гражданин, не исполнивший обязательства по трудоустройству, за исключением случаев, установленных договором о целевом обучении, обязан возместить в полном объеме органу или организации расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере относительно указанных расходов.
Порядок заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении, а также их типовые формы устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 27.11.2013 N 1076 «О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении» (вместе с Правилами заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении).
Согласно пп. «е» п. 5 типовой формы договора о целевом обучении гражданин обязан возместить организации расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки, в случае неисполнения обязательств по трудоустройству, предусмотренных настоящим договором, однако пп. «а» п. 7 указанной типовой формы договора предусматривает, что наличие заболеваний, препятствующих трудоустройству в организацию, подтвержденных заключениями уполномоченных органов, является основанием для освобождения гражданина от исполнения обязательств по трудоустройству.
Типовая форма договора о целевом обучении предусматривает, что при заключении договора о целевом обучении стороны самостоятельно определяют перечень оснований для освобождения гражданина от исполнения обязательств по трудоустройству (сноска 2 п. 7 типовой формы).
Однако следует учесть следующее.
Согласно ст. 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется трудовым законодательством, частью которого является ТК РФ.
В силу ст. 207 ТК РФ, в случае если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
Полагаем, что наличие уважительных причин (к которым можно отнести выявленное заболевание), препятствующих ученику приступить к работе, свидетельствует о возможности невозвращения учеником полученной за время ученичества стипендии, а также других понесенных работодателем расходов в связи с ученичеством.
На основании изложенного государственная корпорация не вправе взыскать с гражданина расходы, связанные с предоставлением государственной корпорацией гражданину мер социальной поддержки в период обучения, в связи наличием у него заболеваний, препятствующих трудоустройству в корпорацию.
В случае если договор о целевом обучении заключен по типовой форме и в нем содержится основание для освобождения гражданина от исполнения обязательств по трудоустройству в связи наличием у него заболеваний, препятствующих трудоустройству в корпорацию, указанное обстоятельство свидетельствует об отсутствии правовых оснований для взыскания с гражданина расходов, связанных с предоставлением государственной корпорацией гражданину мер социальной поддержки в период обучения.
В случае если договор о целевом обучении не содержит оснований для освобождения гражданина от исполнения обязательств по трудоустройству, то, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 207 ТК РФ и учитывая, что выявленное у гражданина после обучения заболевание, которое препятствует трудоустройству в государственную корпорацию, является уважительной причиной, препятствующей трудоустройству гражданина в государственную корпорацию, можно сделать вывод о том, что у государственной корпорации не имеется правовых оснований для взыскания с гражданина расходов, связанных с предоставлением государственной корпорацией гражданину мер социальной поддержки в период обучения.
М.Ю.Мордасов
Юридическая компания «Юново»
07.08.2014