Вопрос: Организация направляет в командировку руководящих работников. Для оперативного решения вопросов проезд руководителей организации к месту командировки и обратно осуществлялся чартерным рейсом. Можно ли включить транспортные расходы на оплату услуг чартерных рейсов к месту командировки и обратно для целей исчисления налога на прибыль?
Ответ: Учитывая неоднозначный подход судов к вопросу отнесения в состав затрат расходов для целей исчисления налога на прибыль на фрахт воздушного судна, на котором осуществляется проезд работников к месту командировки, организации необходимо быть готовой отстаивать свою позицию в суде.
Обоснование: В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на командировки, в частности на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.
При этом уточнения относительно того, что в состав расходов включаются затраты на авиаперевозки при перелетах только транспортом общего пользования при командировании работников организации, в пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ отсутствуют.
Специалисты Минфина России в Письмах от 12.02.2004 N 04-02-05/1/13 и от 07.06.2007 N 03-03-06/1/365 утверждали, что затраты организации на фрахт воздушного судна, на котором осуществляется проезд работников к месту командировки производственного характера и обратно, могут учитываться для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, при условии, что организация может их документально подтвердить и обосновать их экономическую целесообразность.
Следует отметить, что судьи в вопросе включения в состав затрат расходов на аренду воздушного судна поддерживали налогоплательщиков (Постановления ФАС Уральского округа от 17.02.2009 N Ф09-462/09-С3, ФАС Московского округа от 26.01.2009 N КА-А40/13294-08).
Однако в последнее время появилось судебное решение, в котором позиция судей по включению в состав затрат расходов на чартерный рейс изменилась в противоположную сторону.
Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 27.09.2013 по делу N А40-5827/13-115-13 суд пришел к выводу, что представленные документы (приказ о направлении в командировку, договор с иностранной авиакомпанией, счет и акт о стоимости услуг) не подтверждают экономической обоснованности затрат в соответствии со ст. 252 НК РФ. Расходы на чартерный рейс не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода. Общество вправе уменьшить налогооблагаемую прибыль на зафрахтованный самолет, только если нет обычного рейса.
Следовательно, учитывая неоднозначный подход судов к вопросу отнесения в состав затрат расходов на фрахт воздушного судна, на котором осуществляется проезд работников к месту командировки, организации необходимо быть готовой отстаивать свою позицию в суде.
Л.Б.Чернышева
ООО «ИК Ю-Софт»
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
08.08.2014