Вопрос: Вправе ли государственный инспектор труда выносить по результатам проведенной проверки предписание, содержащее требование о запрете применения приказов, локальных нормативных актов работодателя, регулирующих вопросы рабочего времени, времени отдыха?
Ответ: Государственный инспектор труда не вправе выносить предписания, касающиеся применения приказов, локальных нормативных актов, регулирующих вопросы рабочего времени, времени отдыха у работодателя.
Обоснование: В абз. 6 ч. 1 ст. 357 Трудового кодекса РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Статья 12 Конвенции N 81 Международной организации труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле», принятой в Женеве 11.07.1947 и ратифицированной Российской Федерацией 11.04.1998, не предоставляет государственному инспектору труда право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.
Суды, толкуя приведенные нормы Конвенции МОТ и ТК РФ, придерживаются мнения об обоснованности выдачи государственным инспектором труда обязательного для исполнения работодателем предписания лишь в случае очевидного нарушения трудового законодательства.
Анализ сложившейся по данной категории споров судебной практики позволяет сделать вывод о сложности доказывания надзорным органом очевидности нарушения трудового законодательства (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 20.07.2012 N 19-КГ12-5, Апелляционные определения Вологодского областного суда от 14.05.2014 по делу N 33-2338/2014, Московского городского суда от 14.05.2014 по делу N 33-11206 и др.).
Осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (Определение Верховного Суда РФ от 10.01.2014 N 5-КГ13-146).
Правильность данной позиции подтверждается судебной практикой. Так, например, главным государственным инспектором труда установлен запрет на применение приказа работодателя об установлении работникам ненормированного рабочего дня и вынесено требование об отмене приказа об объявлении простоя в части изменения работникам режима рабочего времени. Суд, разрешая дело, сделал вывод о том, что спор относительно правомерности издания работодателем приказов об объявлении простоя и установлении режима рабочего времени в силу ст. 381 ТК РФ является индивидуальным трудовым спором (Определение Верховного Суда РФ от 21.03.2014 N 47-КГ14-1).
Таким образом, государственный инспектор труда не вправе выносить предписания, касающиеся применения приказов, локальных нормативных актов, регулирующих вопросы рабочего времени, времени отдыха у работодателя.
В связи с этим предписание, на основании ст. 361 ТК РФ, может быть обжаловано соответствующему руководителю инспекции по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд.
Т.А.Избиенова
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Марийский государственный университет»
08.08.2014