Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Правомерен ли отказ налогового органа в принятии налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, представленной на бумажном носителе, подписанной генеральным директором организации, по причине отсутствия оттиска печати организации?
20.10.2020

Правомерен ли отказ налогового органа в принятии налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, представленной на бумажном носителе, подписанной генеральным директором организации, по причине отсутствия оттиска печати организации?

Вопрос: Правомерен ли отказ налогового органа в принятии налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, представленной на бумажном носителе, подписанной генеральным директором организации, по причине отсутствия оттиска печати организации?
 
Ответ: Отказ налогового органа в принятии налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, представленной на бумажном носителе, подписанной генеральным директором организации, по причине отсутствия оттиска печати организации правомерен.
 
Обоснование: Согласно п. 1 ст. 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые, в соответствии с НК РФ, должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).
В соответствии с п. 5 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется с указанием идентификационного номера налогоплательщика, если иное не предусмотрено НК РФ.
Налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
Таким образом, положения НК РФ прямо предусматривают в качестве обязательного условия только наличие на налоговой декларации подписи налогоплательщика и не содержат какого-либо указания на необходимость наличия оттиска печати.
При этом п. 7 ст. 80 НК РФ определено, что формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с НК РФ в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Приказом Минфина России от 22.06.2009 N 58н утверждена форма налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, которая предусматривает наличие оттиска печати налогоплательщика. Оттиск печати организации необходим для заверения подлинности подписи уполномоченного лица.
Также предусматривают наличие оттиска печати и иные формы налоговых деклараций, утвержденные Приказами Минфина России от 07.07.2010 N 69н, от 15.10.2009 N 104н, от 22.06.2009 N 57н и другими.
Более того, пп. 4 п. 28 Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н, предусмотрено, что основанием для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) является отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя — физического лица) организации-заявителя (физического лица — заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), печати организации.
Как отметил Минфин России в Письме от 01.02.2013 N 03-02-07/1/2031, отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, печати организации является одним из оснований для отказа в приеме налоговой декларации (расчета).
Из изложенного можно сделать вывод, что налоговый орган вправе отказать в приеме налоговой декларации, подписанной генеральным директором организации, при отсутствии оттиска печати организации.
В свою очередь, ВАС РФ в Решении от 02.04.2012 N 2111/12 указал, что в случае, если налогоплательщик, которому отказано в принятии декларации по мотиву отсутствия оттиска печати организации на ее титульном листе, полагает, что действиями или бездействием налогового органа нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, он вправе их обжаловать в порядке, установленном действующим законодательством.
 
Е.А.Башарин
Юридическая компания «Юново»
05.08.2013